ПЯТНА КАПИТАЛИЗМА НА СОЛНЦЕ НАШЕЙ ЛЮБВИ (о двух эпизодах одного фильма времен оттепели)
Аннотация
Статья посвящена анализу двух ключевых эпизодов фильма Якова Сегеля «Прощайте, голуби!» (1960). Эти эпизоды связаны с одним из наиболее узнаваемых сюжетов официальной советской идеологии, а именно – с сюжетом борьбы с «пережитками капитализма». Оригинальность подхода к нему в данных эпизодах заключается в том, что его разработка последовательно связывается с понятием «родовой сущности» человека. Точнее говоря, здесь ставится философская проблема того, каким образом данная «родовая сущность» может быть действительно, а не только иллюзорно присвоена человеком в условиях коммунистического строительства. Важно, что в данных эпизодах проблема получает нестандартную трактовку прежде всего за счет формы киноповествования, построенной на использовании таких приемов, как изображение без звука и звук без изображения. Автоматизм действия идеологического аппарата тем самым прерывается, а его послание, возможно, оказывается поставленным под вопрос.
Ключевые слова: Сегель, капитализм, любовь, родовая сущность, немота, голос, идеология
Полный текст:
PDFЛитература
Dolar, M. (2018). A Voice and Nothing More. Rus. Ed. St. Petersburg: Ivana Limbakha Publ. (In Russian).
Lukács, G. (1991). Towards Ontology of social being. Prolegomena. Rus. Ed. Moscow: Progress Publ. (In Russian).
Margolit, E. Ia. (2019). Waiting for an answer. National cinema: films and their people. Moscow: Rosebud Publ. (In Russian).
Marx, K. & Engels, F. (1955). The German Ideology. In K. Marx & F. Engels, Sochineniia. Vol. 3. (2nd. ed.) (7-544). Rus. Ed. Moscow: Gosudarstvennoe izdanie politicheskoi literatury Publ. (In Russian).
Trofimenkov, M. (2018). The History of Russian Cinema in 50 Films. St. Petersburg: Poriadok slov & Kommersant Publ. (In Russian).
Žižek, S. (2014). The Ticklish Subject: The Absent Center of Political Ontology. Rus. Ed. Moscow: Delo Publ. (In Russian).
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018