Логотип верхнего колонтитула страницы Заголовок страницы


Язык English Русский

РЕДКОЛЛЕГИЯ

РЕДСОВЕТ

ПОЛИТИКА

Партнеры:

 

Базы данных:

 

Размер шрифта

  • Главная
  • О журнале
  • Авторам
  • Контакты
  • Архив
Главная > № 2/4 (2019) > Стругова

ФОРМАЛЬНАЯ И ЭКСПРЕССИВНАЯ СТОРОНА ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОПЫТА КАК ПРОБЛЕМА В ТЕОРИИ КИНО АНДРЕ БАЗЕНА

Екатерина Стругова

Аннотация


Данная статья посвящена анализу реализма как свойства кинематографического образа, которое в контексте теории Андре Базена приводит к прояснению возможности того, что эстетические качества приобретают конвенциональный и нормативный характер. Его положение об имперсональных особенностях записывающих устройств кино, а именно тезис об отсутствии посредника осуществления эстетического опыта, инициировало возникновение психоаналитической, семиотической и марксистской линий исследований, которые были противопоставлены изучению кинематографа преимущественно согласно реалистическому критерию. Последнее предполагает выявление в определенных работах Базена оснований, на которых реализм действительно приближается или отождествляется им с эстетическими свойствами кинематографа, а интерпретация фильма приводит к преуменьшению статуса зрителя. Данный вопрос является второй тематической областью данной работы. Если модель «отпечатка реальности» обусловливает объективность медиума фильма, то она должна способствовать встраиванию реципиента в режим эстетического отношения, что в случае концепции реалистического кино имеет определенные ограничения. Следует ответить на вопрос, по какой причине анализ эстетического отношения в контексте так называемого «интегрального реализма» необходимо осуществлять за счет поиска оснований для того, что приравнивание объема формального качества — единства опыта — реализуется согласно горизонту ожиданий зрителя до фиксации им опыта просмотра. Кроме того, тезис о реальности фильма соответствует конвенциям именно эстетической релевантности, зрительское же принятие иллюзии реальности — это вид конвенции, которая не в полном объеме детерминируется положениями о непосредственном реализме камеры.


Полный текст:

PDF

Литература


Baudry, J.-L. (1986). The Apparatus: Metapsychological Approaches to the Impression of Reality in the Cinema. In P. Rosen (Ed.), Narrative, Apparatus, Ideology (299-318). New York: Columbia University Press.

Bazen, A. (1995). Zhan Renuar [Jean Renoir]. Moscow: Muzej kino. (In Russian).

Bazin, A. (1967). What Is Cinema? Volume I. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press.

Bazin, A. (1971). What Is Cinema? Volume II. Berkeley, Los Angeles, London: University of California Press.

Bazin, A. (1981). French cinema of the occupation and resistance: the birth of a critical esthetic. New York: Frederick Ungar Publishing Co.

Bazin, A. (1997). Bazin at Work: Major essays a Reviews from the Forties a Fifties. New York: Routledge.

Bazin, A. (2014). André Bazin’s new media. Oakland: University of California Press.

Goldman, A. H. (1993). Realism about Aesthetic Properties. Journal of Aesthetics and Art Criticism, 51, 31–7. doi: 10.2307/431968.

Heath, S. (1981). Questions of Cinema. Bloomington: Indiana University Press.

Livingston, P. (1998). Intentionalism in aesthetics. New Literary History, 29(4), 831-846. doi: 10.1353/nlh.1998.0042.

McGinn, C. (1996). Another Look at Colour. The Journal of Philosophy, 93(11), 537-553. doi: 10.2307/2941048.

Mitry, J. (1997). The Aesthetics and Psychology of the Cinema. Bloomington: Indiana University Press.


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018