ЭСТЕТИКА УЖАСА В РАБОТАХ ДЭВИДА ЛИНЧА: ДЕКОНСТРУКЦИЯ НАРРАТИВА И СЕМАНТИЧЕСКИЙ НИГИЛИЗМ
Аннотация
В статье предлагается рассмотрение вопроса о «деконструкции нарратива», совершаемой в произведениях Дэвида Линча. Эстетическую составляющую произведений автора предлагается рассмотреть, прежде всего, через призму рационального анализа, затронуть семантические аспекты производимого эстетического эффекта, а также обозначить категорию «эстетики ужаса» и выявить взаимосвязь между эмоциональным и эстетическим эффектами произведения и его внутренней семантической структурой. Исследование рассматривает произведения режиссера в контексте постмодернистского дискурса в кинематографе и уделяет большое внимание сюжетной и нарративной составляющей произведений автора. В статье выдвигается тезис о наличии в режиссерском замысле постмодернистской стратегии «атаки на смысл» как категории классического модернистского и традиционного мышления, реализация которой направлена на создание определенных метаморфоз в сознании зрителя. Предлагается выявить истоки эмоционального и эстетического эффекта, производимого кинокартинами исследуемого автора, через анализ технологий и методов, с помощью которых режиссер совершает «деконструкцию нарратива». Основное внимание уделено анализу семантической перверсии и дисперсии, в частности, использованию Линчем стратегий «столкновения с ничто» и «встречи с иным» для создания эстетического эффекта ужаса. Также в работе выдвигается тезис о когнитивном генезисе эстетически оформленного чувства ужасного путем тактики намеренного отказа от нарратива. Эстетический эффект ужасного объясняется как следствие семантической деконструкции. Взаимосвязь семантического нигилизма и эстетики ужаса анализируется через феноменологическую традицию интерпретации «ничто». В этом контексте, в работе осуществляется попытка найти точки соприкосновения между метафизикой Мартина Хайдегерра и логикой Людвига Витгенштейна. Несмотря на нахождение на разных полюсах феноменологической традиции начала ХХ века, англо-американская и континентальная философская мысль обращают особое внимание на дискурс «ничто». В статье анализируется логическое, лингвистическое, онтологическое и метафизическое значение деконструкции нарратива через призму эстетического анализа.
Полный текст:
PDFЛитература
Adorno, T. (2001). Esteticheskaya teoriya [Aesthetic theory]. Moscow: Publishing house «Republic». (in Russian)
Asmus, V. (1962). Vozniknovenie estetiki kak filosofskoi nauki v Germanii. Aleksandr Baumgarten [The Emergence of Aesthetics as a Science in Germany. Aleksandr Baumgarten] In Nemetskaya estetika XVIII veka [German Aesthetics of the 18th century] (7-14). Moscow: Iskusstvo. (in Russian)
Baumgarten, A. (1735). Meditations philosophies de nonnullis ad poema pertinentibus [Philosophical Meditations on Some Matters Pertaining to Poetry]. Halae Magdeburgicae: Litteris Ioannis Henrici Grunerti, acad. typogr. (In Latin)
Breton, A. (1986). Manifest syurrealizma [Surrealism Manifesto]. In Programmnye vystupleniya masterov zapadnoevropeiskoi literatury XX veka [Program performances of masters of Western European literature XX century] (40-59). Moscow: Progress. (in Russian)
Cox, C. (2006). Eraserhead. In Senses of Cinema. Retrieved from http://sensesofcinema.com/2006/cteq/eraserhead/
Dobrotvorskii, S. (2005). Kino na oshchup’ [Cinema by touch]. St. Petersburg: Seans. (in Russian)
Dzikevich, S. (2011). Estetika: Nachala klassicheskoi teorii [Aesthetics: The Beginning of Classical Theory]. Moscow: Akademicheskii proekt, Fond “Mir”. (in Russian)
Frege, G. (1997). Smysl i znachenie. Izbrannye raboty [On Sense and Reference. Selected Works]. Moscow: Izdatel’stvo Dom intellektual’noi knigi. (in Russian)
Heidegger, M. (1927). Sein und zeit [Being and Time]. Tübingen: Max Niemeyer Verlag. (in German)
Kant, I. (1980). Traktaty i pis’ma [Treatises and Letters]. Мoscow: Sciense, Pamyatniki filosofskoi mysli. (in Russian)
Losev, A. (1992). Istoriya antichnoi estetiki. Itogi tysyacheletnego razvitiya [The History of Ancient Aesthetics. The Results of the Millennial Development] (1th ed.). Мoscow: Iskusstvo. (in Russian)
Naremore, J. (1998). More Than Night. Los Angeles: University of California Press.
Nochimson, М. (1997). The Passion of David Lynch. Austin: University of Texas Press.
Uorner, M. (1998). Koldovskaya doroga [Witch road]. In Iskusstvo kino [Art of cinema] №6. Retrieved from http://old.kinoart.ru/archive/1998/06/n6-article6
Vitgenshtein, L. (2005). Lyudvig Vitgenshtein. Izbrannye raboty [Ludwig Wittgenstein. Selected Works]. Moscow: Izdatel’skii dom “Territoriya budushchego”. (in Russian)
Wieczorek, M. (2000). The Ridiculous, Sublime Art of Slavoj Zizek. In Zizek S., The Art of Ridiculous Sublime: On David Lynch’s Lost Highway (2-6). Washington: University of Washington Press.
Wittgenstein, L. (1981). Tractatus Logico-Philosophicus: German and English (International Library of Psychology, Philosophy, Scientific Method). London: Routledge.
Zhizhek, S. (2011). Iskusstvo smeshnogo vozvyishennogo. O fil’me Devida Lincha “Shosse v Nikuda” [The Art of the Ridiculous Sublime. About the film by David Lynch “Highway to Nowhere”]. Moscow: Evropa. (in Russian)
Zizek, S. (2000). The Art of the Ridiculous Sublime: On David Lynch’s Lost Highway. Washington: University of Washington Press.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018