О НЕКОТОРЫХ АСПЕКТАХ РЕЦЕПЦИИ НЕМЕЦКОГО «ЭСТЕТИЧЕСКОГО НАПРАВЛЕНИЯ» В ОТЕЧЕСТВЕННОМ ЛИТЕРАТУРОВЕДЕНИИ
Аннотация
В статье в свете современного состояния сравнительного литературоведения на примере немецких контактов В. М. Жирмунского 1920-х гг. рассматривается ситуация трансфера эстетических и литературоведческих идей, происходившего по линии «Германия — Россия». В частности, на примере переписки Жирмунского с немецким литературоведом О. Вальцелем анализируются некоторые ключевые аспекты продвижения Жирмунским в России современных ему немецких исследований, в том числе идеи «взаимного освещения искусств», выдвинутой в 1917 г. Вальцелем. В ходе анализа делается вывод о том, что теоретические посылы немецкого «эстетического направления» и, в частности, идеи Вальцеля были необходимы Жирмунскому как опора в его полемике с формалистами. В качестве продуктивного использования импульса Вальцеля в книге Жирмунского «Байрон и Пушкин» отмечаются начатки интермедиального подхода, в частности, интуиции, близкие иконологии Аби Варбурга.
Полный текст:
PDFЛитература
Bakhtin, M. (1986). Problema soderzhaniya, materiala i formy v slovesnom khudozhestvennom tvorchestve [The problem of content, material and form in the verbal art]. In Literaturno-kriticheskie statyi [Literary critical articles] (26-89). Moscow: Khudozhestvennaya literature. (in Russian)
Chechot, I. (1983). Osnovnye ponyatiya istorii iskusstv Genrikha Vel’flina. Opyt issledovaniya iskusstvovedcheskoi teorii i metodologii [Basic concepts of the history of art of Heinrich Wöllflin. Study of art theory and methodology] (Unpublished doctoral thesis), Leningrad: Leningradskij gosudarstvennyj universitet. (in Russian)
Comtet, R. (2007). V. M. Zhirmunskij (1891-1971) et le formalisme russe [V. M. Zhirmunsky and the Russian Formalism]. Slavica Occitania, Vol. 25 (205-224). Toulouse: l’Université de Toulouse-Le Mirail. (in French)
Dmitrieva, E. (2011). Usvoenie, prisvoenie, transformatsiya (iz istorii retseptsii trudov G. Vel’flina v Rossii, 1910-1930e gody) [Assimilation, assignment, transformation (from the historyof the receptionof the worksof G. Wöllflin in Russia 1910-1930s)]. Novye rossiyskie gumanitarnye issledovaniya [New Russian Humanitarian Studies], №6. Retrieved from http://www. nrgumis.ru/articles/277/ (in Russian)
Dmitrieva, E. (2017). “Tochno nemtsy ot nas otstali?” Oskar Val’zel i Viktor Zhirmunskii (epizod iz istorii russko-nemetskikh nauchnykh svyazei) [“Are the Germans behind us?” Oscar Val’zel and Victor Zhir- munsky (Episode of the Russian-German scientific connections)]. In: Levchenko, J., & Pilshchikova, I. (Eds.), Epocha “ostraneniza”. Russkiy formalizm i sovremennoe gumanitarnoe znanie [The era of “estrange_ment”. Russian formalism and modern humanitarian knowledge] (115- 132). Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (in Russian)
Donat, S., Gvozden, V., & Sexl, M. (2013). Osteuropa [Eastern Europe]. In: R. Zymner & A. Hölter (Eds.). Handbuch Komparatistik [Companion of Comparative Literature] (39-44). Stuttgart, Weimar: Metzler. (in German)
Gombrich, E. (1981). Aby Warburg: eine intellektuelle Biographie [Aby Warburg: an intellectual biography]. Frankfurt am Main: Europäische Verlagsanstalt. (in German)
Grève, C. de. (2013). Viktor Maksimovič Žirmunskij [Viktor Maksimovich Zhirmunsky] (1891-1971). Revue de littérature comparée [Journal of Comparative Literature], № 346, Issue 2 (145-158). (in French)
Keller, Th. (2011). Kulturtransferforschung: Grenzgänge zwischen den Kulturen [Cultural transfer research: border crossings between cultures]. In: Moebius S., & Quardflieg D. (Eds.) Kultur. Theorien der Gegenwart [Culture. Theories of the present] (106–117). Wiesbaden: Verlag für Sozialwissenschaften. (in German)
Khanzen-Leve, O. (2016). Intermedial’nost’ v russkoj kul’ture: Ot simvolizma k avangardu [Intermediality in Russian culture: From symbolism to avantgarde]. Moscow: Rossiyskiy gosudarstvennyi gumanitarnyi universitet. (in Russian)
Markovich, V. (2002). Kontseptsiya «stadial’nosti» literaturnogo razvitiya v rabotakh G. A. Gukovskogo 1940-kh godov [The concept of staged literary development in the works of G. A. Gukovsky of the 1940s]. Novoe literaturnoe obozrenie, №55. Retrieved from: http://magazines.russ.ru/ nlo/2002/55/mark.html). (in Russian)
Michailov, A. (1995). Zum heutigen Stand der Germanistik in Russland: ein vorläufiger Bericht [On today’s state of German studies in Russia: a preliminary report]. In Ch. König (Ed.), Germanistik in Mittel- und Osteuropa 1945–1992: Eine Veroffentlichung der Arbeitsstelle für die Erforschung der Geschichte der Germanistik im Deutschen Literaturarchiv im Marbach am Neckar [German Studies in Central and Eastern Europe 1945–1992: A Publication of the Research Center for the History of German Studies in the German Literature Archive in Marbach am Neckar] (183-201). Berlin, New York: De Gruyter. (in German)
Mölck, L., & Schafer, B. (Eds.). (2007). Teilnachlass Oskar Walzel. Findbuch. [Partial estate of Oscar Walzel. Find-Book]. Bonn: Rheinische Friedrich Wihelms Universität. (in German)
Naderer, K. (1992). Oskar Walzels Ansatz einer neuen Literaturwissenschaft [Oskar Walzel’s approach to a new literary science]. Bonn: Naderer. (in German)
Shironin, I. (2004). Vstupitel’nye zamechaniya [Introductory notes]. Retrieved from http://www.opojaz.ru/zhirmunsky/shuecking.html (In Russian)
Steinby, L., & Klapuri, T. (Eds.). (2013). Bakhtin and his Others: (Inter) subjectivity, Chronotope, Dialogism. London: Anthem press.
Svetlikova, I. (2005). Istoki russkogo formalizma: traditsiya psikhologizma i formal’naya shkola [The origins of Russian formalism: the tradition of psychologism and the formal school]. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie. (in Russian)
Tynyanov, Yu. (1977). Illyustratsii [Illustrations]. In Poetika. Istoriya literatury. Kino. [Poetics. Literary history. Cinema] (310-319). Moscow: Nauka. (in Russian)
Uellek, R., & Uorren, O. (1978). Teoriya literatury [Literature Theory]. Moscow: Progress. (in Russian)
Vel’flin, G. (2002). Osnovnye ponyatiya istorii iskusstv. Problema evolyutsii stilya v novom iskusstve [Basic concepts of art history. The problem of the evolution of style in the new art]. Moscow: Shevchuk. (in Russian)
Walzel, O. (1917). Wechselseitige Erhellung der Künste: ein Beitrag zur Würdigung kunstgeschichtlicher Begriffe [Mutual clarification of the arts: a contribution to the appreciation of art historical concepts]. Berlin: Reuther & Reichard. (in German)
Wölfflin, H. (2004). Kunstgeschichtliche Grundbegriffe: das Problem der Stilent- wicklung in der neueren Kunst [Basic art historical concepts: the problem of style development in modern art]. Basel: Schwabe. (in German)
Zhirmunskii, V. (1914). Nemetskii romantizm i sovremennaya mistika [German Romanticism and Contemporary Mystery]. St. Petersburg: Tipografiya Suvorina. (in Russian)
Zhirmunskii, V. (1923). K voprosu o formal’nom metode. Predislovie k russkomu perevodu knigi O. Val’zelya «Problema formy v poezii» [To the question of the formal method. Foreword to the Russian translation of O. Walzel’s book “The Problem of Form in Poetry”]. Retrieved from http://www. opojaz.ru/zhirmunsky/shuecking.html (in Russian)
Zhirmunskii, V. (1927). Noveishie techeniya istoriko-literaturnoy mysli v Germanii [The newest trends of historical and literary thought in Germany]. In: Poetika. Sbornik statei. Vremennik otdela slovesnykh iskusstv [Poetics. Digest of articles. Studies of the department of verbal arts], Vol. 2 (6-32). Leningrad: Akademia. (in Russian)
Zhirmunskii, V. (1928). Voprosy teorii literatury. Stat’i 1916-1926 [Questions of the theory of literature. Articels 1916-1926]. Leningrad: Academia. (in Russian)
Zhirmunskii, V. (1978). Bajron i Pushkin [Byron and Pushkin]. Leningrad: Nauka. (In Russian)
Zhirmunsky, V. (1967). On the Study of Comparative Literature. In Oxford Slavonic Papers. Vol. XIII (1-13). Oxford: Oxford University Press.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018