СОЗВУЧИЕ ЭСТЕТИКИ КОГЕНА С ИДЕЯМИ РУССКОГО И НЕМЕЦКОГО АВАНГАРДА ПЕРВОЙ ЧЕТВЕРТИ ХХ ВЕКА
Аннотация
Статья посвящена тому вкладу, который внесли в науку исследования философско-эстетической концепции Германа Когена, проведенные Т.А.Акиндиновой и раскрывающие интегративную трактовку им эстетического чувства и гуманистической сущности искусства. В общем контексте духовных поисков культуры начала XX века обнаруживается взаимодействие идей Г.Когена с художественно-эстетическими и философскими поисками европейского художественного авангардизма. Идейные программы нового искусства и художественная практика первых двух десятилетий XX века так же, как и идеи Германа Когена, развивались в направлении к идеалам гуманизма, понимаемого как поиск путей и способов творческого преображения основ бытия человека в мире, достижения духовно-чувственной гармонии при ведущей творческой роли искусства. В общую платформу входили идеи о творческой синтезирующей силе эстетического чувства, единстве эмоциональности и духовности искусства и поиск путей к неискаженной, нерегламентированной изначальности и спонтанности. Введение исследований идейного наследия Когена, осуществленных Т.А.Акиндиновой в изучение философской и художественной панорамы культуры XX века позволяет глубже и разносторонней понять внутренние связи и интенции европейской культуры на переломе культурных парадигм.
Полный текст:
PDFЛитература
Akindinova, T., & Berdyugina, L. (1984) Novye grani starykh illyuzii. Problemy kul’tury i mirovozzreniya v nemetskoi esteticheskoi i khudozhestvennoi mysli XIX-XX vv. [New faces of old illusions. The problems of cultureand worldview in the German aesthetic and artistic thought of the XIX-XX centuries]. Leningrad: Izdatel’stvo LGU. (in Russian)
Akindinova, T. (2006). German Kogen kak sovremennyi filosof [Hermann Cohen as a modern philosopher]. In “Annaehrungen”: Polen — Deutschland, 1(42). Wroclaw. (in Russian)
Akindinova, T.(2011). Estetikaneokantiantstva: iskusstvo kak predmet aksiologii i filosofii kul’tury [The Aesthetics of Neo-Kantianism: Art as a Subject of Axiology and Philosophy of Culture]. In V. Prozerskii & N. Golik (Eds.), Istoriya estetiki [The History of Aesthetics] (466-487). St. Petersburg: Izdatel’stvo Russkoi khristianskoi gumanitarnoi akademii. (in Russian)
Burlyuk, D. (1996) “Dikie” Rossii [“Wild” Russia]. In V. Kandinskogo & F. Marka (Eds.), Sinii vsadnik [Blue rider] (13-16). Moscow: Izobrazitel’noe iskusstvo. (in Russian)
Kogen, G. (2002). Estetika chistogo chuvstva [Aesthetics of Pure Feeling] (T. Akindinova, Trans. and Com.). In Sovremennaya zapadnoevropeiskaya i amerikanskaya estetika [Modern Western European and American Aesthetics] (54-61). Moscow: Knizhnyi dom «Universitet». (Original work published 1912)
Grois, B. (2018). V potoke [In the Flow]. Moscow: Ad Marginem Press. (in Russian)
Kandinskii, V. (2001). O dukhovnom v iskusstve [About the Spiritual in Art]. In Izbrannye trudy po teorii iskusstva [Selected Works on the Theory of Art], Т.1 (96-156). Moscow: Gileya. (in Russian)
Kandinskii, V. (2016). Vasilii Kandinskii i Rossiya (V. Kruglov Comp.). St. Peters- burg: Palace Editions, “Gosudarstvennyi Russkii muzei”. (in Russian)
Kul’bin, N. (1996). Svobodnaya muzyka [Free music]. In V. Kandinskogo & F. Marka (Eds.), Sinii vsadnik [Blue rider] (46-49). Moscow: Izobrazitel’noe iskusstvo. (in Russian)
Makke, A. (1996). Maski [Masks]. In V. Kandinskogo & F. Marka (Eds.), Sinii vsadnik [Blue rider] (20-22). Moscow: Izobrazitel’noe iskusstvo. (in Russian)
Malevich, K. (2000). Arkhitektura kak stepen’ naibol’shego osvobozhdeniya cheloveka ot vesa [Architecture as the degree of greatest liberation of man from weight]. In Sobranie sochinenii: v 5 tomakh [Collected Works in 5 volumes], T.4 (273-286). Moscow: Gileya. (in Russian)
Malevich, K. (1995). K voprosu izobrazitel’nogo iskusstva [To the Question of Fine Arts]. In Sobranie sochinenii: v 5 tomakh [Collected Works in 5 vo- lumes], T.1 (208-222). Moscow: Gileya. (in Russian)
Malevich, K. (1998). Mir kak bespredmetnost’ [The world as objectlessness]. In Sobranie sochinenii: v 5 tomakh [Collected Works in 5 volumes], T.3 (69-322). Moscow: Gileya. (in Russian)
Malevich, K. (1919). O novykh sistemakh v iskusstve [On New Systems in Art]. Vitebsk: izdanie Arteli xudozhestvennogo truda pri VITSVOMASe. (in Russian)
Mark, F. (1996). Dve kartinki [Two pictures]. In V. Kandinskogo & F. Marka (Eds.), Sinii vsadnik [Blue rider] (13-15). Moscow: Izobrazitel’noe iskusstvo. (in Russian)
Shenberg, A. (1996). Otnoshenie k tekstu [Attitude to the text]. In V. Kandinskogo & F. Marka (Eds.), Sinii vsadnik [Blue rider] (23-27). Moscow: Izobrazitel’noe iskusstvo. (in Russian)
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018