Логотип верхнего колонтитула страницы Заголовок страницы


Язык English Русский

РЕДКОЛЛЕГИЯ

РЕДСОВЕТ

ПОЛИТИКА

Партнеры:

 

Базы данных:

 

Размер шрифта

  • Главная
  • О журнале
  • Авторам
  • Контакты
  • Архив
Главная > № 1/15 (2025) > Синицына

ПРЕОДОЛЕНИЕ РАЗРЫВА МЕЖДУ ЭСТЕТИЧЕСКОЙ ТЕОРИЕЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАКТИКОЙ: ФИЛОСОФСКО-ТЕАТРАЛЬНЫЙ ПОДХОД ТЕАТРА МЫСЛИ «КРИИИК»

Тамара Синицына

Аннотация


Статья посвящена исследованию взаимосвязи теоретической эстетики и художественной практики на примере экспериментального проекта «Театр мысли “Крииик”», действующего на философском факультете МГУ имени М. В. Ломоносова. В истории эстетики выявляется устойчивый разрыв между теоретическими моделями и художественной практикой, что формирует методологические и смысловые лакуны. Значительной важностью отличается задача сопряжения абстрактной эстетической теории с телесным, эмпирическим, перформативным опытом искусства. Автор рассматривает сомаэстетику Ричарда Шустермана как современное направление, способное обеспечить рефлексивную и эмпирически подкреплённую основу для актёрской деятельности. Особое внимание уделяется трём измерениям сомаэстетики — аналитическому, прагматическому и практическому. В статье анализируются традиции отечественного театра, включая системы К.С. Станиславского, М.А. Чехова и А.А. Васильева, демонстрируя, как театральные методики способствуют целостному восприятию человека, объединяя тело и сознание. Проект Театр мысли «Крииик» представлен как исследовательская лаборатория, где театр становится инструментом философского поиска, а философия — основой для художественного выражения. Автор приходит к выводу, что синтез философии и театра позволяет преодолеть разрыв между теорией и практикой, открывая новые возможности для эстетического исследования и творческого самовыражения.

Ключевые слова: сомаэстетика, театральная практика, философская антропология, Ричард Шустерман, К.С. Станиславский, Театр мысли “Крииик”


Полный текст:

PDF

Литература


Bogdanova, P. B. (2007). The Logic of Change. Anatoly Vasiliev: Between Past and Future. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)

Chekhov, M. A. (1995). On the Actor's Technique. Literary Heritage: In 2 Volumes. (Vol. 2). Rus. Ed. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)

Epstein, M. N. (2021). Play in Life and Art. Comments. Theatre, 34/35, 9-33. (In Russian)

Gudkova, V. V. (2017). Theatre as Art in Philosophical and Theatrical Reflection of GAHN. Art as Language – Languages of Art. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)

Heidegger, M. (2005). The Origin of the Work of Art. Rus. Ed. Moscow: Akademicheskii proekt Publ. (In Russian)

Losev, A. F. (1988). Theater is the Art of Personality. From the History of Soviet Theater Studies. The 1920-s. Moscow: GITIS im. A.V. Lunacharskogo Publ. (In Russian)

Mamardashvili, M. К. (1990). How I Understand Philosophy. Moscow: Progress Publ. (In Russian)

Shpet, G. (2007). Theater as Art. Philosophy and Psychology. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Shusterman, R. (2000). Pragmatist Aesthetics: Living Beauty, Rethinking Art. Rus. Ed. Moscow: Ideya-Press Publ. (In Russian)

Sinitsyna, T. A. (2023). A Philosophical-Anthropological Study of the Mind-Body Connection in Theatrical Act. Dissertation of the Candidate of PhD, Kursk State University. The National Electronic Library. (In Russian)

Stanislavsky, K. S. (1952).Conversations of K. S. Stanislavsky. In the Studio of the Bolshoi Theater in 1918-1922. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)

Stanislavsky, K. S. (1989). An Actor's Work on Himself. (Vol. 2). Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)

Stanislavsky, K. S. (1991). An Actor's Work on a Role (Vol. 4). Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)

Vygotsky, L. S. (1998). The Psychology of Art. Rostov-on-Don: Feniks Publ. (In Russian)


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018