Логотип верхнего колонтитула страницы Заголовок страницы


Язык English Русский

РЕДКОЛЛЕГИЯ

РЕДСОВЕТ

ПОЛИТИКА

Партнеры:

 

Базы данных:

 

Размер шрифта

  • Главная
  • О журнале
  • Авторам
  • Контакты
  • Архив
Главная > № 2/12 (2023) > Давыдова

ПРОИЗВОДСТВО ДИСТАНЦИИ И ОПЫТ БЛИЗОСТИ В АМЕРИКАНСКОМ ФОТОТРЭВЕЛОГЕ «ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ СОВЕТСКОГО СОЮЗА»

Ольга Давыдова

Аннотация


Статья посвящена анализу фотоальбома «Один день из жизни Советского Союза», снятого в жанре фото-трэвелога и изданного в 1987 году. Поскольку альбом выходит в печать на закате холодной войны, анализ представленных в нем фотоизображений проявляет финальные витки идеологического противостояния и демонстрирует, какие стратегии производства «инаковости» (и в какой степени) оставались способом «очуждения» враждебной державы. Методологическим основанием статьи становится эпистемологический подход, позволяющий рассматривать фотографию как способ производства знания. Одной из составляющих этого знания о «чужой» стране, все еще сохраняющей коннотации «враждебности», являются пространственные метафоры, которыми оперирует фотографический дискурс: приближение далекого, обнаружение точек соприкосновения, фиксация дали, невозможной для преодоления. Фотографии в этом альбоме не только репрезентируют позднесоветскую действительность, увиденную глазами чужаков-путешественников, но и фиксируют конкретные практики производства пространства. Это пространство отмечено противоречиями, и таким образом ситуация попадания элементов повседневности в объектив фотокамер оборачивается практикой производства или раскрытия противоречий. Анализ конкретных изображений выявляет эти противоречия и способы их существования на страницах альбома.

Ключевые слова: фотография, холодная война, производство пространства, эпистемология фотографии.


Полный текст:

PDF

Литература


Diack, H. (2015). Hand over fist: A chronicle of Cold War photography. Visual Studies, 30 (2), 182‑194.

Grundberg, A. (1999). Decoding national geographic. Crisis of the real. Aperture Foundation.

Lefebvre, H. (2015). The production of space. (I. Staf, Trans.). Strelka Press. (In Russian)

McDowell, B. (1977). Journey across Russia: The Soviet Union today. National Geographic Society.

Mortenson, E. (2016). Ambiguous imagery: Shadow imagery in Cold War

American culture. Southern Illinois University Press.

Pike, D. L. (2010). Wall and tunnel: The spatial metaphorics of Cold War Berlin. New German Critique, 37 (2), 73‑94.

Riabov, O., Belov, S., Davydova, O., Kubyshkin, A., Riabov, D., Riabova, T., Smirnov, D., Sputnitskaya, N., & Yudin, K. (2023). “Enemy number one” in the symbolic politics of the cinematographies of the USSR and the USA during the Cold War. Aspect Press. (In Russian)

Rorty, R. (1989). Contingency, irony, and solidarity. Cambridge University Press.

Shannon, J. (2017). The recording machine: Art and fact during the Cold War. Yale University Press.

Smolan, R., & Cohen, D. (Eds.). (1987). A day in the life of the Soviet Union. Collins Publishers.

Steinbeck, J. (2017). The Russian journal (E.Kruchina, trans.). Eksmo. (In Russian)

Virilio, P. (2004). The vision machine. (A. V. Shestakov, Trans.). Nauka. (In Russian)

Yurchak, A. (2014). Everything was forever, until it was no more: The last Soviet generation. Novoe Literaturnoe Obozrenie. (In Russian)

Zhdanova, L. (2016). “Russian journal” by John Steinbeck in Soviets optics. Publication of the materials from the funds of the special department of the VOKS of the State Archives of the Russian Federation. Izdatelskie Resheniya. (In Russian)


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018