Логотип верхнего колонтитула страницы Заголовок страницы


Язык English Русский

РЕДКОЛЛЕГИЯ

РЕДСОВЕТ

ПОЛИТИКА

Партнеры:

 

Базы данных:

 

Размер шрифта

  • Главная
  • О журнале
  • Авторам
  • Контакты
  • Архив
Главная > № 1/11 (2023) > Аленевский

ЭСТЕТИКА ДРУГОГО НАЧАЛА

Илья Аленевский

Аннотация


Статья посвящена исследованию искусства в другом начале, в его разворачивании определяются возможности эстетики в современной России. От искусства, занятого шлифовкой и оттачиванием всевозможных техник производства своего продукта, уже нельзя сегодня ожидать художественных творений как результата откровения. В XXI веке оно остается частью мировых махинаций, в которые втянут человек как придаток техники. Искусству необходимо второе рождение. Оно уже осуществляется, но, будучи уделом немногих, остается рассеянным как во времени, так и по жанрам – в кино, поэзии, литературе, музыке. Другое начало – термин, введенный М. Хайдеггером для обозначения альтернативы превращению человека в технизированное животное в условиях цивилизованного существования. В противовес ко всему плоскому, поверхностному и посредственному, что устанавливает свое господство над человеком, другое начало в искусстве подразумевает восхождение к новым, еще не ведомым вершинам духа. Дух больше не идеалистическая абстракция и спекуляция, но экстатический опыт. Здесь нет искусства в прежнем смысле как выделившейся области деятельности человека, оно предстает как рождающаяся культура, новая религия, где искусность как таковая является умением скрывать и хранить великую тайну бытия. Искусство в другом начале хранит в себе отзвук древнейшего начала и несет человеку весть о его преображении, не оставляет его отстраненным зрителем. В качестве примеров эстетики другого начала автор приводит музыку группы Dead Can Dance, фильм «Сталкер» Андрея Тарковского, поэму «Ладомир» Велимира Хлебникова, произведение «Дети выдры» Владимира Мартынова, альбом «Жилец вершин» группы Аукцыон в совместном творчестве с Алексеем Хвостенко и творчество Виктора Пелевина.

Ключевые слова: другое начало, Хайдеггер, откровение, опыт, истина, цивилизация, смерть искусства, тишина.


Полный текст:

PDF

Литература


Heidegger М. (2018). Reflections VII-XI (Black Notebooks 1938-1939). Moscow: Gaidar Institute Publ. (In Russian).

Heidegger М. (2020). To philosophy (about the event). Moscow: Gaidar Institute Publ. (In Russian).

Khlebnikov V (2022). Ladomir. Retrieved from https://www.culture.ru/poems/18158/ladomir. (In Russian).

Khrushchevа N. (2022). Metamodern in and around music. Moscow: RIPOL Classic Publ. (In Russian).

Lacoue-Labart Ph. (2015). Poetry as an experience. Moscow: Tri kvadrata Publ. (In Russian).

Vasiliev S.A (2013). The image is a symbol of the «Smart fire» in V. Khlebnikov's poem «Ladomir». Retrieved from https://litinstitut.ru/sites/default/files/vestnik/2014_1/vestnik_li_2014_1_006_vasiliev.pdf. (In Russian).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018