ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ КАК «СПУТНИК» И ЭТАП АНАЛИТИКИ ЧУВСТВЕННОСТИ В РОССИЙСКОЙ ЭСТЕТИКЕ
Аннотация
В статье проводится сравнительное рассмотрение содержательных и аксиологических подходов к восприятию в контексте эстетики в России. При всех концептуальных различиях между континентальной и аналитической философией в российских и зарубежных исследованиях преобладает метод сравнения восприятия с другими синонимами эстетического отношения. В ходе поиска историко-философских предпосылок и причин использования данного термина выделяются два «культурных слоя», в которых восприятие является «спутником» и этапом эстетики в России. Отмечается, что в текстах российских авторов можно встретить уверенность в несовместимости восприятия с предикатом «эстетический» и тезис о том, что чувство и ощущение – это понятия, заимствованные из психологии и других эмпирических наук. Будучи концептом, восприятие конкурирует с переживанием, чувствительностью, реакцией, поскольку наравне с ними делает сравнение содержанием эстетического опыта, не отсылая к конкретному органу чувств и таким эмпирическим параметрам его оценки, как длительность и интенсивность. Во второй части работы рассматриваются различные сценарии эстетической реакции, примером которой является, в том числе, отвращение. Оно, выступая реакцией в широком смысле, выполняет роль содержательного аспекта восприятия, не сводимого к отвратительному в качестве свойства объектов. В заключение делается вывод о том, что восприятие может считаться «спутником» и этапом эстетики без отсылки к определенному региону. Однако, если в зарубежной континентальной эстетике ставится упор на постоянной необходимости разделять испытываемое и его режимы, то современные российские авторы интересуются восприятием как формой схватывания многого в единстве эстетического опыта.
Ключевые слова: Эстетическое восприятие, аксиология, эстетический опыт, реакция, чувственность.
Литература
Anscombe, G. E. M. (1965). The Intentionality of Sensation: A Grammatical Feature. In R. J. Butler, Analytical Philosophy (58-80). Oxford: Blackwell.
Ayer, A. J. (1963). The Foundations of Empirical Knowledge. London: Macmillan.
Gilvanov, R. R. (2021). Features of Aesthetic Perception of Older Preschool Children. Theory of Law and interstate relations, 1 (13), 220-226. (In Russian)
Gulyga, A.V. (2000). Aesthetics in the Light of Axiology: Fifty Years on Volkhonka. St. Petersburg: Aleteya. (In Russian)
Husserl, E. (1994). The Phenomenology of the Inner Consciousness of Time. Collected Works. Volume II. Moscow: Gnosis. (In Russian)
King, A. (2018). The Amoralist and the Anaesthetic. Pacific Philosophical Quarterly, 99 (4), 632-663.
Korsmeyer, C. (2019). Philosophical Perspectives on Disgust and Repulsion. In H. Kappelhoff, J.H. Bakels, H. Lehmann, C. Schmitt, Emotionen (160–164). Stuttgart: J.B. Metzler.
Meskin, A., Phelan, M., Moore, M., & Kieran, M. (2013). Mere Exposure to Bad Art. British Journal of Aesthetics, 53, 139-164.
Pokatskaya, E. I. (2021). Aesthetic Reaction and the Concept of Catharsis in the Teachings of L.S. Vygotsky. Bulletin of the East Siberian State Institute of Culture, 4 (20), 110-115. (In Russian)
Radeev, A. E. (2022). For a New Aesthetics, or Back to Aesthetic Experience. In E. A. Kondratiev, Aesthetics and Hermeneutics: A Collection for the 60th Anniversary of the Department of Aesthetics of Moscow State University: Collection of Articles of the All-Russian
Scientific Conference, Moscow, December 11, 2020 (58–60). Moscow: MAKS Press. (In Russian)
Robson, J. (2018). Is Perception the Canonical Route to Aesthetic Judgment? Australasian Journal of Philosophy, 96, 657-668.
Shelley, J. (2019). The Default Theory of Aesthetic Value. The British Journal of Aesthetics, 59 (1), 1–12.
Tropman, E. (2022). How to be an Aesthetic Realist. Ratio, 35 (1), 61-70.
Vygotsky, L. S. (1987). Psychology of Art. Moscow: Pedagogy. (In Russian)
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018