СОВРЕМЕННОЕ ПРОЧТЕНИЕ ОСНОВ ЭСТЕТИКИ В ПРЕДМЕТНОМ ПОЛЕ ФИЛОСОФСКОГО ЗНАНИЯ
Аннотация
Организованная ридинг-группа «Эстетика» А.Г.Баумгартена под руководством А.Е.Радеева подвигла автора данной статьи к размышлениям о ценности баумгартоновских чтений и собственно труда основателя эстетики как науки. Три круга эстетики, определённые Баумгартеном в гносеологии (чувственное восприятие и познание, красота, теория искусств) затрагивают онтологию, антропологию, аксиологию, искусствоведение, и применимы, как указывал Баумгартен, ко многим наукам и искусствам: филология, риторика, поэзия, музыка, герменевтика, экзегетика как наука о комментарии текстов, гомилетика как теория проповедничества, др. Приводится сущность баумгартеновской эстетики в предметном поле философского знания и её задача, заключенная в совершенствовании чувственного познания и цели – красота. При этом подчеркивается способность мыслить образами, сила воображения, ведущая к разнообразным трактовкам эстетики и философии искусства, что на современном историческом этапе цивилизационного развития, согласно автору, углубляет баумгартеновскую концепцию. По мысли автора эстетика становится проблемой антропологии, философского антропосоциоэкологического подхода, поскольку современный путь развития цивилизации непредсказуем, обусловлен проблемой человеческого существования в системе «природа-жизнь-человек-социум-индивид» в условиях расширения искусственного «неорганического тела цивилизации» и проблемой органического тела человека. Автор уповает на устойчивое древо эстетики как философской науки, определённой Баумгартеном. Вместе с тем не исключает метафизику единства сущностей красоты, добра, истины, которую автор просматривает как предпосылку баумгартеновской эстетики. В статье поднимается проблема определения современной эстетики как философии искусства, двойственности эстетического знания, обращенного, с одной стороны, к эстетике как науке с необозримым полем тем и предложений, и эстетике, трактуемой в свете философии искусства, учитывая современное широкое понимание самого искусства и его предмета, не сводимого собственно к художественному творчеству. Попутно затрагиваются примеры из области философии музыки и собственной практики.
Ключевые слова: А.Г.Баумгартен, эстетика, антропосоциоэкологический подход, философия искусства, философия музыки.
Полный текст:
PDFЛитература
Baumgarten, A. G. (2021). Aesthetics (G. S. Belikov, A. V. Belousov, D. V. Bugai, M. I. Kasyanova, A. O. Korchagin, E. Y. Chepel, Yu. A. Shakhov, Trans.). Rus. Ed. Moscow: Dmitry Pozharsky University Publ. (In Russian)
Gulyga, A. V. (1994). Aesthetics of Kant. Kant I. In A. V. Gulyga (Ed.), The Critique of Judgment (pp. 9‑35). Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)
Ovsyannikov, M. F. (Ed.). (1964). History of Aesthetics. Monuments of World Aesthetic (1st ed., Vol. 2). Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)
Kolomiets, G. G. (2020). Aesthetics as a Philosophical Science: Rethinking the Ideas of A. Baumgarten. Intellect. Innovation. Investments, 4, 61‑69. (In Russian)
Kolomiets, G. G. (2021). The Anthropological Dignity of Baumgarten’s Aesthetics. In T. A. Kruglova, A. E. Radeev (Eds.), The Second Russian Aesthetic Congress: Abstract, reports of participants, July 1‑3, 2021, Yekaterinburg (pp. 264‑266).
Yekaterinburg: Gumanitarnyj Universitet Publ. (In Russian)
Stepin, V.S. (2011). Civilization and Culture. St. Petersburg: SPbGUP Publ. (In Russian)
Tedesco, S. (2021). Preface to the Italian translation of “Aesthetics” of Baumgarten. In A. G. Baumgarten. Aesthetics (pp. 12‑32.) (G. S. Belikov, A. V. Belousov, D. V. Bugai, M. I. Kasyanova, A. O. Korchagin, E. Y. Chepel, Yu. A. Shakhov, Trans.). Rus. Ed. Moscow: Dmitry Pozharsky University Publ. (In Russian)
Heidegger, M. (1987). The Source of Artistic Creation. In Kosikov G. K. (Ed.), Foreign Aesthetics and Theory of Literature of the 19th‑20th centuries (pp. 264‑312) (A. V. Mikhailov, Trans.). Rus. Ed. Moscow: Moscow University Publishing House. (In Russian)
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018