НЕИСТОВСТВО И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ: О РОЛИ ЧУВСТВЕННОГО ПОЗНАНИЯ В ЭСТЕТИКЕ А.Г. БАУМГАРТЕНА
Аннотация
В статье рассматривается вопрос о роли и значении чувственного познания в «Эстетике» Александра Баумгартена. Приводятся исследовательские контексты, заданные этой темой. Так, допредикативное знание и нерационализуемые чувства послужили отправной точкой для исследований Б.Орлова, М.Эпштейна, Э.Диссанайк, Л.Ферри, Ж.Рансьера, Р.Шустермана. Также автором приводятся критические аргументы к магистральной стратегии исследования, для которой характерен фокус внимания на чувственности как таковой. Делается вывод о том, что редукция эстетики к анализу различных способов взаимодействия с миром, ограничение эстетики одним модусом, в котором чувства приравниваются к ощущениям, не соответствует проекту Баумгартена. Автор предлагает рассмотреть эстетику Баумгартена в свете концептов М. Бахтина. Так, через ответственность как маяк счастливого эстетика, возможно раскрыть смысл эстетических упражнений, ценностей, требований к личности эстетика. Показано, что в понятие величия Баумгартеном включаются этические аспекты. Например, для величия души необходимы свободная воля и чувственная уверенность (которая, в свою очередь, отличается от логической истины). Таким образом, автором найден диалог между дискурсом XVIII века и XX веком, показаны точки схождения смыслов и возможные пути их развития. Показано, что в эстетике Баумгартена детальная проработка чувственного познания направлена на то, чтобы избежать дуализма познания и жизни, найти ключи к ответственности, к бахтинскому миру мысли-поступка.
Ключевые слова: эстетика, этика, Баумгартен, ответственность, чувственное познание.
Полный текст:
PDFЛитература
Asmus, V. F. (1962). German Aesthetics of XVIII century. Moscow: Iskusstvo. (In Russian)
Baumgarten, A. G. (2021). Aesthetics (G. S. Belikov, A. V. Belousov, D. V. Bugai, M. I. Kasyanova, A. O. Korchagin, E. Y. Chepel, Yu. A. Shakhov, Trans.). Rus. Ed. Moscow: Dmitry Pozharsky University Publ. (In Russian)
Bakhtin, M. M. (2003). Collected Work (1 st ed., Vol. 1). Moscow: Yaziki slavyanskoi kultury. (In Russian)
Bakstein I. M., Barabanov E. V., Bychkov V. V., Mankovskaya N. B., Petrovskaya E. V., Podoroga V. A., Krotov Ya. (2016). What is Art? The Philosophy Journal, 9(4), 18‑47. (In Russian).
Dyakov, A. V. (2012). Gilles Deleuze: Philosopher of Difference. St. Petersburg: Aleteya. (In Russian)
Mamardashvili, M. K. (2012). A Review of Contemporary European Philosophy. St. Petersburg: Azbuka. (In Russian)
Mamardashvili, M. K. (2004). Consciousness and Civilization. Texts and Conversations. Moscow: Logos Publ. (In Russian)
Mirbach, D. (2008/2009). Magnitudo Aesthetica, Aesthetic Greatness Ethical Aspects of Alexander Gottlieb Baumgarten’s Fragmentary Aesthetica (1750/58). The Nordic Journal of Aesthetics, 20(36), 102‑128.
Orlov, B. V. (2015). Metaphysical Paradigms and Sintagms of Contemporary Aesthetics: To a Project of Dictionary on Philosophy of Art. Diskurs‑ Pi, 3‑4, 32‑41. (In Russian)
Radeev, A. E. (2011). Art Triangle and Ways of its Overcoming. Pushkin LeningradState University Journal, 3, 179‑186. (In Russian)
Rorty, R. (2001). Historiography of Philosophy: Four Genres. In Dzhohadze N. D.(Ed.), Neo‑pragmatism of Rishard Rorty. Rus. Ed. Moscow: URSS. (In Russian)
Shusterman, R. (2012). Thinking through the Body: Essays in Somaesthetics. New York: Cambridge University Press.
Smirnov, N. P. (2015). Metamorphoses of Meaning. Moscow: Novoe Literaturnoe Obozrenie. (In Russian)
Ustyugova, E. N. (2015). About “Historical” and “Ontological” Senses of the Correlation of Authenticity and Imitation. Studia Culurae, 26, 167‑178. (In Russian)
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018