ТРАДИЦИИ СОВЕТСКОЙ ЭСТЕТИКИ В СОВРЕМЕННОМ КОНТЕКСТЕ
Аннотация
В статье возникновение и формирование традиции советской марксистской эстетики рассматривается контексте философских дискуссий конца ХХ – нач. XXI вв. Историческая дистанция позволяет не только выделить специфические черты отечественной традиции, но и очертить общее проблемное поле современной эстетики. Уникальность феномена советской марксистской эстетики состояла в том, что она осциллировала между особым образом сформулированным идеологическим заказом и логикой развития философской мысли в русле определенного направления. Сквозь призму современного контекста философской мысли рассматриваются сюжеты, касающиеся «гносеологизма» и «литературоцентризма» советской эстетики 30-50 х гг. ХХ в., выявляются пересечения разработки некоторых эстетических категорий и проблем в традициях аналитической философии и отечественной эстетики. Когнитивная эстетика, следуя логике отождествления эстетики и философии искусства, предложила расширительные трактовки знания и познания. Кроме того, нейроэстетика предельно заострила поиски развития эстетической мысли в направлении «гносеологизма». Актуальным в современной эстетике оказывается также сюжет, связанный с проблемой реализма в искусстве, выводящий к истокам миметических концепций, а «литературоцентризм» оказывается одним из направлений эстетического поиска в рамках аналитического дискурса. Внимание к реалистическим концепциям художественной литературы, проблемам факта и вымысла, специфике художественного способа освоения бытия актуализируются в связи с вызовами современной ситуации медиареальности. В статье показано, каким образом, развиваясь в собственном концептуальном хронотопе, различные эстетические традиции в некоторых «узловых точках» пересекаются, образуя общее пространство размышлений.
Ключевые слова: советская эстетика, традиция, когнитивная эстетика, нейроэстетика, проблема реализма.
Полный текст:
PDFЛитература
Eagleton, Т. (2009). Marxism and Literary Critics (K. Medvedev, Trans.). Rus. Ed. Moscow: Svobodnoe marksistskoe izdatel’stvo Publ. (In Russian)
Elgin, C. Z. (2007). The Laboratory of the Mind. In A Sense of the World: Essays on Fiction, Narrative, and Knowledge (pp. 43-54). London, New York: Routledge.
Gaut, B. (2007). Art, Emotions and Ethics. New York: Oxford University Press. Goodman, N. (2001). Ways of Worldmaking (T. A. Dmitriev, Trans.). Rus. Ed. Мoscow: Ideya-press – Praksis Publ. (In Russian)
Kagan, М. S. (1997). Aesthetics as Philosophical Science. Saint Petersburg: Petropolis Publ. (In Russian)
Kesner, L. (2010). Neuroaesthetics: Real Promise or Real Delusion? In The Aesthetic Dimension of Vision Culture (pp. 1-32). Newcastle upon Tyne: Cambridge Scholars Publishing.
Lamarque, P., Olsen, S. H. (1994) Truth, Fiction, and Literature: A Philosophical Perspective. Oxford: Clarendon Press.
Lifshic, M.A. (1988). Collected Works (1 st ed., Vol. 3). Moscow: Izobrazitel’noe iskusstvo Publ. (In Russian)
Massey, I. (2009). The Neural Imagination: The Aesthetic and Neuroscientific Approaches to the Arts. Austin: University of Texas Press.
McCormick, P. (1983). Moral Knowledge and Fiction. The Journal of Aesthetics and Art Criticism, 41 (4), 399-410.
Plamper, J. (2008). History of Emotions (K. Levinson, Trans.). Rus. Ed. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)
Radeev, A. E. (2017). Debates on Aesthetic Attitude: History and Problem. Voprosy Filosofii (Problems of Philosophy), 5, 35-44. (In Russian)
Shestakova, М. А. (2015). V. Ramachandran’s Neuroaesthetics and Philosophy of Science. Russian Journal of Philosophical Sciences, 11, 40-47. (In Russian)
Young, J. O. (2001). Art and Knowledge. London, New York: Routledge.
Zeki, S. (1999). Inner Vision: An Exploration of Art and the Brain. Oxford: Oxford University Press.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018