Логотип верхнего колонтитула страницы Заголовок страницы


Язык English Русский

РЕДКОЛЛЕГИЯ

РЕДСОВЕТ

ПОЛИТИКА

Партнеры:

 

Базы данных:

 

Размер шрифта

  • Главная
  • О журнале
  • Авторам
  • Контакты
  • Архив
Главная > № 1/9 (2022) > Боборыкина

НЕЗАВЕРШЕННЫЙ ГЕШТАЛЬТ: КУКЛЫ КИТАНО И ДИККЕНСА

Татьяна Боборыкина

Аннотация


Статья посвящена рассмотрению некоторых общих мотивов фильма «Куклы» (2002) японского режиссера Такеси Китано и ряда произведений английского писателя Чарльза Диккенса. Проступающие сквозь ткань традиционного японского театра кукол сюжеты Диккенса обладают эффектом гештальт рисунков, когда в зависимости от угла зрения, вместо одного образа на том же полотне возникает образ совершенно другой, при этом оба имеют право на существование. Именно в этом плане невидимые до поры до времени в палитре «Кукол» Рождественские повести и «Большие надежды» Диккенса, обозначены здесь как «незавершенный гештальт». Само название фильма и его основные драматургические ходы, дают все основания выстроить вполне законченный, логичный образ, основанный на связи с театром кукол Бунраку. В фильме, помимо заставки в виде театра кукол, есть и мотив древнего японского сюжета о любви, безумии и смерти. Но, как и в гештальт рисунках, если сместить акцент, и если пойти в данном случае за особенностями названия, которое почему-то среди японских титров вдруг возникает по-английски — “Dolls”, то обнаружатся иные, именно английские аллюзии. Какими-то общими чертами, вольно или невольно фильм японского режиссера с английским названием воплотил, ставшие архетипическими черты героев Диккенса и его сюжеты. Таким образом, незавершенный гештальт в контексте этой статьи — это незамеченное ранее присутствие в «Куклах» Такеси Китано контуров второй картинки — специфически «кукольного» мира Чарльза Диккенса.

Ключевые слова: Китано Такеси, Диккенс Чарльз, гештальт, «Куклы», «Рождественская песнь в прозе», «Сверчок за очагом», «Большие надежды».

Полный текст:

PDF

Литература


Nabokov, V. (1983). Lectures on Literature. London: Harcourt Brace Jovanovich.

Stone, H. (1979). Dickens and the Invisible World. Bloomington: University of Indiana Press.

Boborykina, T. A. (1996). The Artistic World of Charles Dickens’s Christmas Books. St. Petersburg: Hippocrat Publ. (In Russian)

Boborykina, T. A. (1997). The Artistic World of Charles Dickens’s Christmas Books. St. Petersburg: Hippocrat Publ. (In Russian)

Dickens, C. (1960b). Great expectations. Collected works in 30 volumes. Vol. 23. Rus. Ed. Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ. (In Russian)

Dickens, C. (1960a). Christmas tree. Collected works in 30 volumes. Vol. 19. Rus. Ed. Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ. (In Russian)

Dickens, C. (1959a). A Christmas Carol in Prose (A Christmas Ghost Story). Collected works in 30 volumes. Vol. 12. Rus. Ed. Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ. (In Russian)

Dickens, C. (1959b). Cricket behind the hearth. A story about family happiness. Collected works in 30 volumes. Vol. 12. Rus. Ed. Moscow: Khudozhestvennaia literatura Publ. (In Russian)

Dolin, A. (2018). Takeshi Kitano. Childhood. Moscow: NLO Publ. (In Russian)

Tomashevskii, B. (1996). Theory of Literature. Poetics: Study Guide. Moscow: Aspekt Press Publ. (In Russian)

Wilson, E. (1975). The World of Charles Dickens. Rus. Ed. Moscow: Progress Publ. (In Russian)

Zweig, S. (1992). Three masters: Balzac, Dickens, Dostoevsky.Rus. Ed. Moscow: Progress Publ. (In Russian)

Shklovskii, V. (1983). Selected works in 2 volumes. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)

Eisenstein, S. (2002). Method. Vol. 2. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018