ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ КАК ПРОИЗВЕДЕНИЕ ИСКУССТВА Эстетическая манифестация «глубинного начала» испанских политических движений перед Гражданской Войной 1936-1939 гг.
Аннотация
В данной статье осуществляется попытка рассмотреть политическое движение с точки зрения эстетики и представить его как самостоятельное произведение искусстве. Классические дисциплины, исследующие политический объект с позиции, которая может быть, в целом, названа «естественнонаучной», и используемые ими методы, на наш взгляд, не способны уловить тонкие смыслы некоторых событий и политических явлений. В особенности же тех, чье идеологическое наполнение порицается обществом ввиду актуальной политической повестки. Как мы полагаем, многие классические исследования дают поверхностное и порой даже ошибочное представление о политических движениях и их лидерах. Прибегнув к иной методологии, а именно к феноменологической эстетике Р. Ингардена и к теории художественного творения М. Хайдеггера, мы обосновываем существование эстетического измерения политического движения как произведения искусства. В качестве примера мы провели эстетический анализ испанской Фаланги (как принято считать, это профашистское движение Испании первой половины XX века, которое обычно ставится в один ряд с немецким национал-социализмом и классическим итальянским фашизмом). Но в итоге нам, как мы полагаем, удалось выявить глубинные начала и художественные образы, объединявшие испанцев кардинально разных и даже полярных политических взглядов, найти в основе их деятельности единый порыв. Мы приходим к выводу, что в основе различных культурных и политических порывов в Испании того времени, в том числе и в основе деятельности ранней Фаланги лежит глубинный образ Дон Кихота, его приключений и безумного героизма, а также эстетика смерти как подлинного смысла бытия. Наш метод продемонстрировал, насколько важно обращаться к художественному, эстетическому измерению при изучении столь сложных и всегда неоднозначных явлений, какими оказываются явления политические.
Ключевые слова: политика, искусство, философия, Хайдеггер, эстетика, Фаланга, Испания, Дон Кихот, фашизм
Полный текст:
PDFЛитература
Gadamer, H-G. (2007). Heidegger’s ways: the researches of late oeuvre. Rus. Ed. Minsk: Propilei Publ. (In Russian)
Rocha, S. (2019). Introducción: El triunfo de la calavera, España salvaje: los otros episodios nacionales. In Wild Spain. The other national episodes (31-61). Madrid: La Felguera.
García Lorca, F. (1986). Duende, the topic with variations. Rus. Ed. Moscow: Hudozhestvennaia literature Publ. (In Russian)
Heidegger, M. (2002). Being and time. Tubingen: Max Niemeyer Verlang.
Ledesma Ramos, R. (1933, March 16). N.t. El Fascio, 1.
Ledesma Ramos, R. (1971). Don Quixote and our time. Madrid: Vassallo De Mumbert.
Ledesma Ramos, R. (1982). Philosophy: The imperial discipline. Madrid: Tecnos.
Ortega y Gasset, J. (1991). Aesthetics. Philosophy of culture. Rus. Ed. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)
Ortega y Gasset, J. (2016). Mediations on Quixote. Rus. Ed. Moscow: Grundrisse Publ. (In Russian)ARS ARSARS ARS
Primo de Rivera, J. (2003). Complete works. Madrid: Plataforma.
Primo de Rivera, J. (2017). Arrows of Phalanx. Selected works. Rus. Ed. Moscow: Totenburg Publ. (In Russian)
Thomás, J. M. (2017). José Antonio: Reality and myth. Barcelona: DEBATE.
Unamuno, М. de. (2017). Our Lord Don Quixote. Charleston: CreateSpace Independent Publishing Platform.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018