КИНОРЕАЛИЗМ В ЭПОХУ ПОСТМОДЕРНА: К ОПРЕДЕЛЕНИЮ СТРАТЕГИИ ПОСТДОКУМЕНТАЛЬНОГО КИНЕМАТОГРАФА
Аннотация
Автор статьи обращается к реализму как к одному из ключевых вопросов кинематографа, занимавших его в течение всей истории его развития. Рассматривая преломление, которое проблема реализма получает в двух влиятельных французских теориях XX века — теории кинореализма Андре Базена и феноменологическом подходе Мориса Мерло-Понти — делается предположение об их недостаточности для разговора о кинематографическом реализме в эпоху, описанную Фредриком Джеймисоном как постмодерн. В поисках новой перспективы для этого разговора автором развиваются идеи российского искусствоведа Зары Абдуллаевой, которая менее десятилетия назад впервые ввела в теоретический дискурс понятие постдокументального искусства. Постдокументальный кинематограф («постдок») рассматривается в статье через феноменологическую теорию в ее «синефилической» аранжировке. Через обращение к эссе Михаила Ямпольского о синефилии предлагается понимать постдокументальный кинематограф как частный случай синефилического модуса взаимодействия зрителя с фильмом, отличительной чертой которого по сравнению с «общим случаем» синефилии является разрыв зрительской идентификации, способностью к которому постдокументальные фильмы оказываются наделены в силу своих визуальных, аудиальных и содержательных стратегий. Действие механизма разрыва и его последствия рассматриваются на метапримере, которым служит фильм Джошуа Оппенхаймера «Акт убийства» (2012). Проведенная аналитическая работа позволяет автору сделать вывод о «новом реализме» постдокументального, превосходящем базеновский реализм миметического подобия, а также расширяющем феноменологическую теорию в ее синефилическом преломлении. «Новый реализм» постдокументального кинематографа определяется обращением фильма уже не к внешней реальности, но к реальности, существующей «внутри» самого зрителя.
Ключевые слова: кинореализм, постмодернизм, репрезентация, феноменология, постдокументальный кинематограф, идентификация, разрыв
Полный текст:
PDFЛитература
Abdullayeva, Z. K. (2011). POSTDOC. Fictional/Nonfictional. Moscow: Novoe literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)
Barthes, R. (2011). Camera Lucida. Reflections on Photography. Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Press Publ. (In Russian)
Bazin, A. (1972). What Is Cinema? Rus. Ed. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)
Elsaesser, T., & Hagener, M. (2016). Film Theory. An Introduction Through the Senses. Rus. Ed. Saint Petersburg: Seans Publ. (In Russian)
Jameson, F. (2019). Postmodernism, or, The Cultural Logic of Late Capitalism. Rus. Ed. Moscow: Izdatelstvo Instituta Gaidara Publ. (In Russian)
Merleau-Ponty, M. (1948). The Film and the New Psychology. Rus. Ed. Retrieved from https://www.psychology.ru/library/00038.shtml. (In Russian)
Merleau-Ponty, M. (2006). The Visible and Invisible. Rus. Ed. Minsk: Logvinov Publ. (In Russian)
Pavlov, A. (2019). The Strange Life of Postmodernism. In F. Jameson, Postmodernism, or, The Cultural Logic of Late Capitalism (7-53). Moscow: Izdatel’stvo Instituta Gaidara Publ. (In Russian)
Radionova, S. A. (2001). Representation. In A. A.Gritsanov, & M. A.Mozheiko (Eds.), Postmodernism. The Encyclopedia (650-654). Minsk: Interpresservis Publ. (In Russian)
Rancière, J. (2018). The Emancipated Spectator. Rus. Ed. Nizhny Novgorod: Krasnaya Lastochka Publ. (In Russian)
Yampol’sky, M. (2001). Cinephilia as Aesthetics. The Reader’s Notes on Serge Daney’s « L’exercice a été profitable, Monsieur ». Kinovedcheskie Zapiski, 53. Retrieved from http://www.kinozapiski.ru/ru/article/sendvalues/740/. (In Russian)
Zhuravleva, Y. V. (2018). Towards the Possible Ontology of Cinema: M. Merleau-Ponty’s Phenomenology. Bulletin of PNRPU. Culture. History. Philosophy. Law, 4, 85-94. (In Russian)
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018