САМООПРЕДЕЛЕНИЕ СМЫСЛА «ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО» В СТРУКТУРАХ РОК- И РЭП-ПОЭЗИИ
Аннотация
Исследование рок- и рэп-поэзии связано с необходимостью осмысления новых реалий в современном искусстве России в конце XX — начале XXI века. Своеобразным зеркалом, отражающим изменения культуры и социума страны в периоды их кризисов и преобразований, во все времена служит поэзия, а для конца XX — начала XXI вв. — таким зеркалом становятся рок и рэп, специфически предъявляющие в поэтическом языке конфигурации современности. Если философских и искусствоведческих исследований рок-поэзии проводится достаточно много, то рэп-поэзия пока остается «слепым пятном» в сфере познания современного искусства. Соответственно, нам показалось интересным сопоставление рок- и рэп-поэтических текстов с целью выявления способов самоопределения смыслов «человеческого» в поле искусства. Для анализа были выбраны одноименные композиции Егора Летова и Noize MC (Ивана Алексеева) «Все как у людей», отстоящие во времени друг от друга на 31 год. Название композиций как точка соприкосновения двух временных пластов оказывается также разрывом, раскрывающим вариативность дискурсивных контуров смыслов «человеческого», «социального», а также способов существования искусства. Метафора, лежащая в основании рок-поэзии — это метафора «травмы», образующейся на сломе прежних культурных целостностей, ставших как внешней оболочкой, так и внутренним состоянием поколения 1980-1990-х. Метафора рэп-поэзии — калейдоскопическая смена соединений разрозненных оцифрованных фрагментов, содержащих то, что ранее считалось культурными и языковыми «отбросами», и их новое «сшивание» в эклектичную картину сетевой реальности, выводящую на поверхность дискурса искусства новизну современности. Философский анализ рок- и рэп-поэзии базируется на герменевтическом методе П. Рикера, его теории «живой метафоры». Анализ способов самоопределения смыслов «человеческого» в поэтическом дискурсе предполагает построение авторской аналитической модели современного искусства, представленной, в частности, в данной работе. Методологической основой исследования послужили постхайдеггерианские концепты бытия субъективности и языковой реальности Дж. Агамбена, А. Бадью, Ж. Делеза, Ж-Л. Нанси.
Ключевые слова: герменевтика, самоопределение, «человеческое», рок, рэп, поэзия, метафора.
Полный текст:
PDFЛитература
Agamben, G. (2012). Open. Human and Animal. Rus. Ed. Moscow: RGGU Publ. (In Russian).
Bourdieu, P. (1997). For rational Historicism. In Socio-Logos postmodernizma (9-39). Moscow: Institut eksperimental'noj sociologii Publ. (In Russian).
Deleuze, G. (2004). Parley 1972-1990. Rus. Ed. St. Petersburg: Nauka Publ. (In Russian).
Foucault, M. (1996). The Will to Truth: Beyond Knowledge, Power, and Sexuality. Rus. Ed. Mosсow: Kastal' Publ. (In Russian).
Ricœur, P. & Gadamer, H-G. (2019). The Phenomenology of Poetry. Rus. Ed. Moscow: RIPOL klassik & Pangloss Publ. (In Russian).
Ricœur, P. (2015). The Rule of Metaphor. Study 7. Metaphor and Reference. Horizon, 4(1), 175–219. (In Russian).
Ricœur, P. (2014). The Rule of Metaphor. Study 8. Metaphor and philosophical discourse. Horizon, 3(1), 215-236. (In Russian).
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018