ЦИФРОВАЯ (КОНТР)РЕВОЛЮЦИЯ: SCREENLIFE-ФОРМАТ В СОВРЕМЕННОМ ХОРРОРЕ
Аннотация
В статье анализируется влияние современных технологических инноваций на фильмы ужасов. В 2015 году в прокат вышел хоррор «Убрать из друзей» (Unfriended, реж. Л. Габриадзе), спродюсированный Тимуром Бекмамбетовым. Его назвали десктоп-фильмом: диегетическое пространство ограничивалось рабочим столом ноутбука. «Убрать из друзей» привлекал именно способом наррации: вместо снятых «восьмёркой» диалогов зрители получали своеобразный полиэкран, созданный при помощи видеоконференции в скайпе, мессенджеров, помогающих видеть, как главная героиня набирает и стирает сообщения, и iTunes, задающего внутрикадровую музыку. После успеха фильма на экраны вышло несколько схожих проектов, спродюсированных Тимуром Бекмамбетовым. Теперь подобный стиль больше известен как screenlife-фильмы, а набор новых техник претендует на статус «нового киноязыка». Кинокритики сходятся на том, что таким способом происходит революция в киноповествовании: screenlife-фильм кажется наиболее адекватным способом рассказывать истории в дигитальную эпоху, о которой в связи с кино говорят очень много. Столкновение с новым способом организации фильмического мира ставит перед кинокритикой и теорией кино новые вопросы. Что действительно нового стоит за screenlife-фильмами в плане формирования мира и выстраивания диегезиса, какие возможности открывает наглядное управление теми механизмами, конструкция которых обычно оказывалась скрытой (закадровая музыка, монтаж, полиэкран)? Помимо этого теоретического сюжета нас также будет интересовать, являются ли перечисленные фильмы действительно революционным воплощением революционной идеи. В ходе анализа делается вывод, что screenlife — это не новый киноязык и не жанр: это можно назвать методом, имеющим огромный, но пока нереализованный потенциал. Замена традиционного монтажа и повествования на простое отображение экрана мобильного или другого устройства может быть революционным способом изменить представление о кинематографе — большим шагом в неизведанные визуальные области, скрытые от человека.
Статья подготовлена в рамках НИР СПбГУ "Критик и зритель в современном кинопространстве", ID в системе PURE 37591623.
Полный текст:
PDFЛитература
Bekmambetov peredelaet svoi fil’m “Profail” dlya rossiiskogo prokata [Bekmambetov will remake his film “Profile” for Russian hire]. (2018). TASS. Retrieved from https://tass.ru/kultura/5037129. (In Russian).
Bekmambetov zapuskaet seriyu desktop-fil'mov [Bekmambetov launches a series of desktop films]. (2015). Kinopoisk. Retrieved from https://www.kinopoisk.ru/news/2601850. (In Russian).
Brody, R. (2018). “Searching,” Reviewed: A Lifeless Thriller Plays Out on a Computer Screen. The New Yorker. Retrieved from https://www.newyorker.com/culture/the-front-row/searching-reviewed-a-lifeless-thriller-plays-out-on-a-computer-screen
Burr, T. (1999). Curse of the Blair witch. Entertainment Weekly. Retrieved from https://ew.com/article/1999/10/29/curse-blair-witch-2/
Clarke, C. (2017). An old friend for dinner ... why we’re not scared of Hannibal Lecter any more. The Guardian. Retrieved from https://www.theguardian.com/film/2017/oct/13/an-old-friend-for-dinner-why-were-not-scared-of-hannibal-lecter-any-more.
Effekt “zloveshchei doliny” [The effect of uncanny valley]. (2016). N+1 Retrieved from https://nplus1.ru/blog/2016/11/07/uncanny-valley-effect. (In Russian).
Freid, Z. (1995). Zhutkoe [The Uncanny]. In Khudozhnik i fantazirovanie (sbornik rabot) [Artist and fantasy (collection of works)] (265-281). Moscow: Respublika. (In Russian).
Gleiberman, O. (2016). As ‘Blair Witch’ Flops, Is the Found-Footage Horror Film Over? Variety. Retrieved from https://variety.com/2016/film/columns/blair-witch-is-the-found-footage-horror-film-over-1201864069.
Gordeeva, A. (2018). Screen Life, ili Kinematograf budushchego: chem udivit novyi fil’m Bekmambetova [Screen Life, or Cinema of the Future: What will surprise Bekmambetov’s New Film]. Russia Today. Retrieved from https://russian.rt.com/nopolitics/article/508558-bekmambetov-screen-life. (In Russian).
Jackson, N., Kimber, S., Walker, J., & Watson, T.J. (2016). Snuff: Real Death and Screen Media. London: Bloomsbury Academic.
Lavretskii, N. (2018). Istoriya desktop-khorrora: 12 fil’mov i odin veb-serial [Desktop Horror Story: 12 Movies and One Web Series]. RussoRosso. Retrieved from https://russorosso.ru/features/lists/desktop-horror-history. (In Russian).
Manovich, L. (1995). What is digital cinema? Retrieved from http://manovich.net/content/04-projects/009-what-is-digital-cinema/07_article_1995.pdf
Nava, D. (2018). Searching (Aneesh Chaganty). Chicago Cinema Circuit. Retrieved from http://www.chicagocinemacircuit.com/chicago-cinema-circuit/2018/8/26/searching-aneesh-chaganty
Novikov, V. (2017). Desktop-fil’my. Chitat’ ili smotret’? [Desktop movies. Read or watch?]. Vestnik VGIK, 2, 102-112. (In Russian).
Robey, T. (2018). Searching review: absurd browser-based thriller fails to click. Telegraph. Retrieved from https://www.telegraph.co.uk/films/0/searching-review-absurd-browser-based-thriller-fails-click
Taker, Iu. (2017). Uzhas filosofii. V pyli etoi planety [In The Dust Of This Planet — Horror of Philosophy] (Vol. 1). Perm’: Gile Press. (In Russian).
Trigg, D. (2017). Nechto. Fenomenologiya uzhasa [The Thing: a Phenomenology of Horror]. Perm’: Gile Press. (In Russian).
Udell, J. (2004). Name that genre: screencast. Retrieved from http://jonudell.net/udell/2004-11-17-name-that-genre-screencast.html
Zhiganova, O. (2016). Uzhas kibervechnosti (na materiale fil’ma “Ubrat’ iz druzei” rezhissera L. Gabriadze i prodyussera T. Bekmambetova) [The horror of cybereternity (based on the film “Unfriended” directed by L. Gabriadze and producer T. Bekmambetov)]. In Sbornik materialov Vserossiiskoi nauchnoi konferentsii pamyati Stanislava Lema [Proceedings of the Russian Scientific Conference in memoriam of Stanislav Lem] (49-64). (In Russian).
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018