КИНО НЕ КАК ИСКУССТВО
Аннотация
Название статьи инверсивно отсылает к известной работе кинотеоретика Р. Арнхейма «Кино как искусство» (“Film as Art”). Автор предпринимает попытку пересмотреть устоявшуюся в теории установку на анализ кино в качестве одного из искусств. Начало этому подходу было положено в ранней французской теории кино (Р. Канудо) и со временем стало для кино основным способом классификации. Автор отмечает, что параллельно с представлением о кино-как-искусстве в теории кино существовала альтернативная позиция, обращающая внимание на свойства кино как оптического аппарата, которые принадлежат кино вне зависимости от того, как их использует тот, кто с ним работает, и сами по себе представляют большой интерес. Рассмотрение кино в качестве искусства приводит к тому, что кино оказывается в своеобразной слепой зоне между автором, которому вменяется полная ответственность за создание, и зрителем, воспринимающим показанное на экране. Философия кино, понятого как искусство, всегда оказывается заинтересованной актом коммуникации между двумя человеческими агентами, выводя за пределы своего внимания кино в его автономии, основанной на собственных перцептивных способностях взаимодействия с миром. Автор приводит примеры фильмов, очевидно не укладывающихся в рамки философии искусства из-за неуловимой режиссерской позиции или недоступности снятого для зрителя. Отказ от понимания кино как искусства, однако, предлагается рассматривать не как принцип для анализа некоторых фильмов, но как предварительную методологическую работу для философии кино в целом. В отношении кино на место философии искусства предлагается поставить эстетику, понятую как философия чувственности, отмечая в ней потенциал для работы с кино в его автономном режиме, основанном на способности испытывать чувственный опыт.
Статья подготовлена в рамках НИР СПбГУ «Критик и зритель в современном кинопространстве», ID в системе PURE 37591623.
Полный текст:
PDFЛитература
Aragon, L. (1988). Zhivopis’ i kino [Painting and Screening]. In M. Iampol’skii (Ed.), Iz istorii frantsuzskoi kinomysli. Nemoe kino: 1911-1933 [From the history of French film-theory. Silent era: 1911-1933] (157-158). Moskva: Iskusstvo. (In Russian).
Barker, J. (2009). The Tactile Eye: Touch and The Cinematic Experience. Los Angeles: University of California Press.
Bennet, D. (2018). Pul’siruiushchaia materiia: politicheskaia ekologiia veshchei [The Vibrant Matter: the political ecology of things]. Perm’: Gile Press. (In Russian).
Bogost, I. (2019). Chuzhaia fenomenologiia ili kakovo byt’ veshch’iu? [The Phenomenology of Other or How to be a Thing]. Perm’: Gile Press. (In Russian).
Canudo, R. (1988). Reflections on the Seventh Art. In R. Abel (Ed.), French Film Theory (291-303). New Jersey: Princeton University Press.
Canudo, R. (1988). The Birth of a Sixth Art. In R. Abel (Ed.), French Film Theory (58-66). New Jersey: Princeton University Press.
Diki, D. (1997). Opredelyaya iskusstvo [Defining Art]. In B. Dzemidok, & B. Orlov (Eds.), Amerikanskaya filosofiya iskusstva [American Philosophy of Art] (243-252). Ekaterinburg: Delovaya kniga. (In Russian).
Kanudo, R. (1988). Manifest semi iskusstv [The Manifest of Seven Arts]. In M. Yampol’skii (Ed.), Iz istorii frantsuzskoi kinomysli. Nemoe kino: 1911-1933 [From the history of French film-theory. Silent era: 1911-1933] (24-27). Moskva: Iskusstvo. (In Russian).
Keller, S., & Paul, J. (Eds.). (2012). Jean Epstein. Critical essays and new translations. Amsterdam: Amsterdam University Press.
Kler, R. (1958). Razmyshleniia o kinoiskusstve [Reflections on Art]. Moscow: Iskusstvo. (In Russian).
L`Erb’e, M. (1988). Germes i molchanie [Hermes and the Silence]. In M. Yampol’skii (Ed.), Iz istorii frantsuzskoi kinomysli. Nemoe kino: 1911-1933 [From the history of French film-theory. Silent era: 1911-1933] (30-44). Moscow: Iskusstvo. (In Russian).
Margolina, I. (2018). Bill Morrison. Plenka i pamyat’ [Bill Morrison. The film and the memory]. Seans. Retrieved from: https://seance.ru/blog/interviews/bill-morrison-film/. (In Russian).
Marks, L. (2000). The Skin of the Film. London: Duke University Press.
Melies, G. (1988). Cinematographic Views. In R. Abel (Ed.), French Film Theory (35-47). New Jersey: Princeton University Press.
Polikarpova, D. (2017). Novye podkhody k definitsii v sovremennoi filosofii iskusstva i teorii kino [New approaches to definition in contemporary philosophy of art and film-theory]. Diskurs, 6, 24-35. (In Russian).
Rans’er, Zh. (2018). Emansipirovannyi zritel’ [The Emancipated Spectator]. Perm’: Krasnaya lastochka. (In Russian).
Saprykin, Yu. (2019). Temnye nachala [Dark origins]. Seans, 70, 9-21. (In Russian).
Smirnov, N. (2018). «Godovshchina revolyutsii» Dzigi Vertova: pervyi ekzamen [«The Anniversary of Revolution» by Dziga Vertov: the first exam]. Seans. Retrieved from: https://seance.ru/blog/interviews/revolution-vertov-izvolov/. (In Russian).
Sobchack, V. (1992). The Address of the Eye. New Jersey: Princeton University Press.
Teige, K. (2005). K estetike kino [Towards to aesthetics of cinema]. Kinovedcheskie zapiski, 71, 314-336. (In Russian).
Vauer, V. (2014). Khudozhestvennye osnovy kinematografa [Art foundations of Cinema]. Kinovedcheskie zapiski, 108-109, 127-131. (In Russian).
Veits, M. (1997). Rol’ teorii v estetike [A theory`s part in Aesthetics]. In B. Dzemidok, & B. Orlov (Eds.), Amerikanskaya filosofiya iskusstva [American Philosophy of Art] (43-60). Ekaterinburg: Delovaya kniga. (In Russian).
Vertov, D. (2008). Iz naslediya [From the Heritage], Vol. 2. Moscow: Eizenshtein-tsentr. (In Russian).
Vuillermoz, E. (1988). Before the Screen: Hermes and Silence. In R. Abel (Ed.), French Film Theory (155-159). New Jersey: Princeton University Press.
Yampol’skaya, A. (2018). Iskusstvo fenomenologii [The Art of Phenomenology]. Moscow: RIPOL-klassik. (In Russian).
Yampol’skii, M. (1993). Vidimyi mir: ocherki rannei fenomenologii [The Visible World: comments on the early film-phenomenology]. Moscow: NII Kinoiskusstva. (In Russian).
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018