ПОЭТИКА ВЕЧНО ЖЕНСТВЕННОГО У ВЯЧЕСЛАВА ИВАНОВА И ИУДЕЙСКИЙ МИФ О ШЕХИНЕ
Аннотация
Статья представляет собой попытку сопоставления символики Вечно женственного в поэзии Вяч. Иванова с мифопоэтической теорией Шехины (Божественного присутствия), имеющей ключевое значение в иудейском мистицизме. В центре внимания — параллель между мифом о Шехине и совокупностью образов Вечной женственности, а также тесно связанными с ним мотивами «славы» и «прозрачности» у Вяч. Иванова. Возможность сближения ивановской «поэтической софиологии» с символом Шехины объясняется, во-первых, особой акцентированностью присутствия Вечно женственного, ее непреходящего пребывания, со-бытия человеку и миру, а, во-вторых, характерным для Иванова пониманием символа не как некоторого «имени», но как универсального принципа именования, позволяющего выявить отношение символического подобия между разными сущностями, многие из которых — такие, например, как Шехина — могут быть не актуализированы в поэтических текстах.
Полный текст:
PDF (English)Литература
Abelson, J. (1912). The Immanence of God in rabbinical literature. London: J. Bell and sons.
Al’tman, M. S. (1995). Razgovory s Viacheslavom Ivanovym [Conversations with Vyacheslav Ivanov](V. A. Dymshitsa, & K. Iu. Lappo-Danilevskii, Comp.). SPb.: INAPRESS. (In Russian).
Averintsev, S. S. (2006a). Premudrost’ Bozhiia postroila dom (Pritchi 9:1), chtoby Bog prebyval s nami: kontseptsiia Sofii i smysl ikony [The wisdom of God built a house (Proverbs 9: 1) so that God abides with us: the concept of Sophia and the meaning of the icon]. In S. S. Averintsev, Sobr. soch. [T.]: Sofiia — Logos. Slovar’ [Sobr. Op. [T.]: Sofia — the Logos. Vocabulary] (536–547). Kiev: Dukh i Litera. (In Russian).
Averintsev, S. S. (2006b). Sofiologiia i mariologiia: predvaritel’nye [Sophiology and Mariology: Preliminary]. In S. S. Averintsev, Sobr. soch. [T.]: Sofiia — Logos. Slovar’ [Sobr. Op. [T.]: Sofia — the Logos. Vocabulary] (592–602). Kiev: Dukh i Litera. (In Russian).
Bialik, Kh. N. (2016). Stikhotvoreniia i poemy [Poetry and poems]. Retrieved from: http://litresp.ru/chitat/ru/%D0%91/byalik-haim-nahman/stihotvoreniya-i-poemi (In Russian).
Bulgakov, S. N. (1993). Filosofiia khoziaistva [The philosophy of the economy]. In S. N. Bulgakov, Soch.: v 2 t. T. 1: Filosofiia khoziaistva; Tragediia filosofii [Op.: in 2 vols. T. 1: Philosophy of economy; The tragedy of philosophy] (49–297). M.: Nauka. (In Russian).
Bulgakov, S. N. (1999). Pervoobraz i obraz: soch.: v 2 t. T. 1: Svet nevechernii [The prototype and image: Op .: in 2 vols. T. 1: Non-evening light]. SPb.: INAPRESS; M.: Iskusstvo. (In Russian).
Burmistrov, K. (1998). Vladimir Solov’ev i kabbala. K postanovke problem [Vladimir Soloviev and Kabbalah. To the statement of the problem]. In Issledovaniia po istorii russkoi mysli: ezhegodnik za 1998 god [Research on the History of Russian Thought: Yearbook for 1998] (33–34). M.: OGI. (In Russian).
Davidson, P. (1989). The poetic imagination of Vyacheslav Ivanov: A Russian symbolist`s perception of Dante. Cambridge: Cambridge University Press.
Dudek, A. (1993). Poeticheskaia mariologiia Viacheslava Ivanova [Poetic mariology of Vyacheslav Ivanov]. In Studia Litteraria Polono-Slavica, № 1, 41–52. Warszawa: SOW. (In Russian).
Encyclopaedia Judaica (2007). (F. Skolnik, & M. Berenbaum, Eds.). Vol.18. N.Y.: Macmillan Reference USA.
Florenskii, P. A. (1990). Soch.: v 2 t. T. 1: Stolp i utverzhdenie Istiny [Op.: in 2 vol. T. 1: Pillar and statement of Truth]. M.: Pravda. (In Russian).
Green, A. (2002b). Shekhina, the Virgin Mary and the Song of Songs. In AJS Review, Vol. 26 (1), 1–52.
Grin, A. (2006a). «Eto slova…»: slov. evreiskoi mistiki i dukhovnoi zhizni [“These are the words ...”: words. Jewish mysticism and spiritual life] (G. Zelenin, Trans.). M.: Mosty kul’tury; Jerusalem: Gesharim. (In Russian).
Idel, M. R. (2010b). Joseph Karo and His Revelations, Or the Apotheosis of the Feminine in Safedian Kabbalah. Tikvah Center working paper, №5, 1–38.
Idel’, M. (2010a). Kabbala: novye perspektivy [Kabbalah: new perspectives]. M.: Mosty kul’tury; Jerusalem: Gesharim. (In Russian).
Ivanov, V. I. (1971–1974). Sobr. soch.: v 4 t. [Sobr. cit.: in 4 vols.] (D. V. Ivanov, & O. Deshart, Eds.). Brussels’: Foyer Oriental Chretien. (In Russian).
Khanzen-Leve, A. (2003). Russkii simvolizm. Sistema poeticheskikh motivov. Mifopoeticheskii simvolizm. Kosmicheskaia simvolika [Russian symbolism. The system of poetic motives. Mythopoietic symbolism. Cosmic symbolism] (M. Iu. Nekrasova, Trans.). SPb.: Akademicheskii proekt. (In Russian).
Kipervassera, R. (Ed). (2011). Talmudicheskie traktaty: Pirkei Avot. Avot de-rabbi Natan [Talmudic tracts: Pirkey Avot. Avot de Rabbi Nathan] (N. Pereferkovich, Trans.). M.: Mosty kul’tury; Jerusalem: Gesharim. (In Russian).
Kordovero, M. (2016). רבי משה קורדברו תומר דבורה [Tomer Dvora. In Daat — Jewish and Spiritual Studies]. Retrieved from http://www.daat.ac.il/he-il/mahshevet-israel/yesod/mahshava/tomer-dvora.htm (In Hebrew).
Kotrelev, N. V. (2002). «Videt» i «vedat’» u Viacheslava Ivanova. (Iz materialov k kommentariiu na korpus liriki) [“See” and “know” with Vyacheslav Ivanov. (From materials to the commentary on the lyric corps)]. In Viacheslav Ivanov — tvorchestvo i sud’ba : K 135-letiiu so dnia rozhdeniia [Vyacheslav Ivanov — creativity and fate: On the 135th birthday] (7–18). M.: Nauka. (In Russian).
Macrae, J. (1970). The Jewish background of the Gnostic Sophia myth. Novum Testamentum, №12, 86–101.
Matter, A. (1990). The Voice of My Beloved: The Song of Songs in Western medieval Christianity. Philadelphia: University of Pensilvania Press.
Mitskevich, D. N. (2010). «Realiorizm» Viach. Ivanova [“Realism“ Vyach. Ivanova]. In Khristianstvo i russkaia literatura: Vzaimodeistvie etnokul‘turnykh i religiozno-eticheskikh traditsii v russkoi mysli i kul’ture [Christianity and Russian literature: The interaction of ethnocultural and religious-ethical traditions in Russian thought and culture]. Sb. 6, 254–342. SPb.: Nauka. (In Russian).
Paperni, V. (2011). Vyacheslav Ivanov on the Jewry: philo-semitic narrative and anti-semitic discourse. Toronto Slavic Quarterly, №36 (Spring), 91–104.
Pavel Florenskii i simvolisty: Opyty literaturnye. Stat’i. Perepiska. (2004). [Pavel Florensky and the Symbolists: Literary Experiments. Articles. Correspondence] (E. V. Ivanova, Comp.). М.: Iazyki slavianskoi kul’tury. (In Russian).
Sepher Ha-Bahir. (2016). ספר הבהיר [In Service for the publication, storage and exchange of documents “SpotiDoc”]. Retrieved from:: http://spotidoc.com/doc/2601293/הבהיר-ספר-kabbale-en-ligne (In Hebrew).
Shneur-Zalman, R (1998). Likutei Amarim (Taniia) [Likutei Amarim (Taniya)] (G. Lipsh, ravvin N.-Z. Rapoport, M. Shneider, Trans. & Com.) Jerusalem: Shamir. (In Russian).
Sholem, G. (2004). Osnovnye techeniia evreiskoi mistiki [The main trends of Jewish mysticism] (N. Bartman, & N.-E. Zabolotnaia, Trans.). M.: Mosty kul’tury; Ierusalim: Gesharim. (In Russian).
Sirat, K. (2003). Istoriia srednevekovoi evreiskoi filosofii [History of medieval Jewish philosophy] (E. Baskakova, Trans.). M.: Mosty kul’tury; Jerusalem: Gesharim. (In Russian).
Skazaniia o zemnoi zhizni Presviatoi Bogoroditsy... (1904). [Tales of the earthly life of the Blessed Virgin Mary…] (8th ed.). M.: Russkii na Afone Panteleimonov monastyr'; Tipo-lit. I. Efimova. (In Russian).
Solov’ev, V. S. (2000). Sofiia [Sofia]. In V. S. Solov’ev, Poln. sobr. soch. i pisem: v 20 t. T. 2 : Sochineniia, 1875–1877 [Complete Collect. Op. and letters: in 20 vol. T. 2: Works, 1875–1877] (9–162). M.: Nauka. (In Russian).
Solov’ev, V. S. (1999). Rossiia i Vselenskaia Tserkov’ [Russia and the Ecumenical Church]. Minsk: Kharvest. (In Russian).
Solov’ev, V. S. (2011). Lektsii, chitannye na Vysshikh zhenskikh (Bestuzhevskikh) kursakh v 1882 godu [Lectures delivered at the Higher Women’s (Bestuzhev) Courses in 1882]. In V. S. Solov’ev, Poln. sobr. soch. i pisem: v 20 t. T. 4: Sochineniia, 1878–1882 [Complete Collect. Op. and letters: in 20 vol. T. 4: Works, 1878–1882] (295–340). M.: Nauka. (In Russian).
Timenchik, R., & Kopel’man, Z. (1996). Viacheslav Ivanov i poeziia Kh. N. Bialika [Vyacheslav Ivanov and the poetry of H. N. Bialik]. Novoe literaturnoe obozrenie [New Literary Review], № 14, 102–118. (In Russian).
Vaiskopf, M. (2006). Golub’ i liliia: Romanticheskii siuzhet o devushke, obretaiushchei tvorcheskii dar [Pigeon and lily: A romantic story about a girl acquiring a creative gif]. In Shipovnik: ist.-filol. sb. k 60-letiiu R. D. Timenchika [Rosehip: ist. Sat to the 60th anniversary of R. D. Tymenchik] (27–47). M.: Vodolei Publishers. (In Russian).
Zabolotnaia, N. (2016). Teoriia profeticheskogo otkroveniia Saadii Gaona: istoricheskie metamorfozy [The theory of prophetic revelation by Saadia Gaon: historical metamorphoses]. Retrieved from: http://www.rulit.me/books/teoriyaprofeticheskogo- otkroveniya-saadii-gaonaistoricheskie-metamorfozy-read-175804-8.html (In Russian).
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018