ИЛЛЮЗОРНАЯ ИДЕОЛОГИЯ: КАК НЕИГРОВОЕ КИНО США ПРЕВРАТИЛОСЬ В ОРУДИЕ ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ
Аннотация
Статья посвящена аналитике неигрового кинематографа США, относящегося к раннему периоду Холодной войны (конец 1940-х – начало 1950-х гг.). Учитывая сравнительно небольшое количество исследований, посвященных как этому вопросу, так и теории и истории неигрового кино в целом, в статье уделяется особое внимание прояснению некоторых ключевых исторических фактов и теоретических концептов. В анализе материала автор опирается на исследования аналитиков американской идеологии времен Холодной войны, программные тексты теоретиков неигрового кино, философский концепт мифологии Ролана Барта и аристотелевское понятие инвенции как риторического элемента. В первой половине статьи восстанавливается институциональная история документального кино США на рубеже 1940 – 1950 гг., с акцентом на механизмах становления неигрового кино идеологическим инструментом. Этот исторический экскурс представляется крайне важным, поскольку позволяет проследить, как наравне с хроникальной документацией событий и независимой авторской документалистикой начинает формироваться кинематографическое пространство, в котором изначально присутствуют структуры власти и идеологизированного дискурса. Отдельное внимание уделяется формированию и эволюции конвенций документальной репрезентации, позволяющих неигровому кино существовать в амбивалентном режиме. Эта двойственность связана одновременно с попыткой документалистики отстроиться от структур пропаганды и с ее риторической формой, самой являющейся насквозь идеологичной. Вторая и заключительная часть статьи демонстрирует, как описанные ранее явления и конвенции работают непосредственно в кино на примере четырех фильмов, снятых в 1946–1952 гг.
Полный текст:
PDFЛитература
Barsam, R. M. (1992). Nonfiction Film: A Critical History. Bloomington: Indiana University Press.
Bart, R. (2004). Mifologii [Mythologies]. Moscow: Izdatel’stvo im. Sabashnikovykh. (in Russian).
Beattie, K. (2004). Documentary Screens. Non-Fiction Film and Television. New York: Palgrave Macmillan.
Bluem, A. W. (1965). Documentary in a Nuclear Age. Journal of the University Film Producers Association, 17 (4), 12–16. London.
Cripps, T., & Culbert, D. (2016). The Negro Soldier (1944): Film Propaganda in Black and White. In J. Kahana (Ed.), The Documentary Film Reader: History, Theory, Criticism, (332-347). Oxford: Oxford University Press.
Cull, N. J. (2008). The Cold War and the United States Information Agency. Cambridge: Cambridge University Press.
Dunne, P. (1946). The Documentary Hollywood. Hollywood Quarterly, 1 (2), 166-172. California: University of California Press.
Grierson, J. (1973). First Principles of Documentary. In R.M. Barsam (Ed.), Non-Fiction Film Theory and Criticism, (19-30). New York: Dutton.
Griffith, R. (1993). The Use of Films by the U.S. Armed Services. In P. Rotha (Ed.), Documentary Film, (344-358). London: Faber and Faber Ltd.
Lucas, W. S. (1999). Beyond Diplomacy: Propaganda and the History of the Cold War. In G. D. Rawnsley (Ed.), Cold War Propaganda in the 1950s., (11-30). New York: Palgrave Macmillan.
Nichols, B. (1981). Ideology and the Image. Bloomington: Indiana University Press.
Nichols, B. (2001). Introduction to Documentary. Bloomington: Indiana University Press.
Nichols, B. (2016). Speaking Truths with Film. Evidence, Ethics, Politics in Documentary. Oakland: University of California Press.
Schwartz, L. H. (2009). Political Warfare Against the Kremlin. New York: Palgrave Macmillan.
Pryor, T. M. (1979). Films in the ‘Truth Campaign’. In L. Jacobs (Ed.), The Documentary Tradition, (292-295). New York; London: W.W. Norton & Company.
Riabov, O. V. (2013). “From Russia with love”: obraz SSSR v gendernom diskurse amerikanskogo kinematografa (1946–1963 gg.) [“From Russia with Love”: the Image of the USSR in the Gender Discourse of American Cinema (1946–1963)], Obshchestvennye nauki i sovremennost’, 5, 166–176.
Rosen, P. (1993). Document and Documentary: On the Persistence of Historical Concepts. In M. Renov (Ed.), Theorizing Documentary, (58-89). New York; London: Routledge.
Sharp, J. P. (2000). Condensing the Cold War. Reader’s Digest and American Identity. Minneapolis, London: University of Minnesota Press.
United States. President. (1938). Code of Federal Regulations: The President, Part 3. Retrieved from https://books.google.ru/books?id=0X45t73YGc8C&pg
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018