ИСХОД КУЛЬТУРНЫХ ПРАКТИК ИЗ ПОВСЕДНЕВНОСТИ В ОБЛАСТЬ МЕДИАИСКУССТВА: ОБ ЭСТЕТИЗАЦИИ ПЛОХОГО ПОЧЕРКА
Аннотация
Статья посвящена транзитным состояниям повседневных общепринятых действий в условиях их устаревания. Археологизация (архивация) культурной практики проблематизирована М. Фуко, обосновывающим тезис о дистантной актуализации культуры. Но если для Фуко важно, что дискурс осознается как нечто законченное только тогда, когда он отдален от воспринимающего сознания, то для Бахтина значимо, что только граница с чем-то другим и есть «зона жизни» (например, жанра). Философия границы и дистанции, представленная в работах Бахтина и Фуко, положена в основу настоящей статьи. Граница, превращающая культурные практики в реликт или архив, проводится не в области истории идей, но в области материально-технического оснащения этих практик, когда архивируются собственно инструменты или технические объекты, что особенно наглядно можно видеть в области истории письма. В настоящей статье выдвинуто предположение, что особого внимания заслуживает тот факт, что главным приютом элиминирующихся культурных практик становится искусство, сквозь образцы которого можно видеть глубинные смыслы самих этих практик (на примере письма). Фактически поле наблюдения (арт-проект Ю. Ильющенко и Е. Самигуллиной по созданию «почеркового портрета» стихотворений Хлебникова и Некрасова) в статье имеет три слоя: (1) техно-технологический, обеспечивающий противопоставление «старой» и «новой» форм письма (технология рукописных текстов сменяется технологией набора текста на медиаустройствах); (2) эстетико-философский, в рамках которого решается проблема «прекрасного» и «безобразного» применительно к рукописной традиции; (3) психологически-рецептивный, связанный с восприятием поэзии и формами репрезентации этого восприятия в виде графического ремейка. Кроме того, значение имеет оппозиция реального и медийного (трактуемого иногда как «виртуальное»), позволяющая наблюдать перемещение артефакта в область его репрезентации (медийной проекции) и, соответственно, ставящая под сомнение материальную ценность медиаформ искусства.
Полный текст:
PDFЛитература
Adorno, T. W. (2002). Aesthetic Theory. London, New-York: Continuum.
Eco, U. (2006). Skazat’ pochti to zhe samoe. Opyty o perevode [Saying Almost the Same Thing: Experiences in translation]. St. Petersburg: AST. (In Russian).
Gogol’, N. V. (1938). Shinel’[The Overcoat]. In Polnoe sobranie sochinenii. Ch. 3, Povesti [Full composition of writings. Vol. 3, Stories], (139–174). Moscow: AN SSSR. (In Russian).
Il’yushchenko, Yu., Samigulina, E. (2011). Period poluraspada znaka [The half-life of the sign]. In Translit, 9, (28–31). Moscow: Translit. (In Russian).
Kimmons, R., Darragh, J. J., Haruch, A., Clark B. (2017). Essay Composition across Media: A Quantitative Comparison of 8th Grade Student Essays Composed with Paper vs. Chromebooks. Computers and Composition, 44, 13–26. doi: 10.1016/j.compcom.2017.03.001.
Kittler, F. (1986). Gramophone, Film, Typewriter (G. Winthrop-Young, & M. Wutz, Trans.). Stanford: Stanford University Press.
Latour, B. (2006). Novogo Vremeni ne bylo. Esse po simmetrichnoi antropolorii [We Have Never Been Modern. An essay in symmetric anthropology]. St. Petersburg: Izdatel’stvo Evropeiskogo universiteta.
McLuhan, M. (1994). Understanding media. Cambridge, London: MIT Press.
Mills, K. A., Stornaiuolo, A., Smith, A., Pandya, J. Z., (eds.). (2017). Handbook of Writing, Literacies, and Education in Digital Cultures. NY: Routledge.
Mitchell, W. J. T. (2015). Image Science: Iconology, Visual Culture, and Media Aesthetics. Chicago, London: The University of Chicago Press.
Rorty, R. (2013). Wittgenstein and the linguistic turn. From ontos verlag: Publications of the Austrian Ludwig Wittgenstein Society-New Series (Volumes 1-18), 3, 3–19. Retrieved from http://wittgensteinrepository.org/agora-ontos/article/download/2247/2233
Wallace, R. R., & Schomer, J. H. (1994). Simplifying handwriting instruction for the 21st century. Education, 114(3). Retrieved from https://link.galegroup.com/apps/doc/A15524393/AONE?u=googlescholar&sid=AONE&xid=9d4379dc
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018