Логотип верхнего колонтитула страницы Заголовок страницы


Язык English Русский

РЕДКОЛЛЕГИЯ

РЕДСОВЕТ

ПОЛИТИКА

Партнеры:

 

Базы данных:

 

Размер шрифта

  • Главная
  • О журнале
  • Авторам
  • Контакты
  • Архив
Главная > № 1/3 (2019) > Сидоров

ЭСТЕТИКА НЕМЕЦКОГО ИДЕАЛИЗМА КАК ОТВЕТ НА КРИЗИС СОВРЕМЕННОСТИ

Алексей Сидоров

Аннотация


Статья посвящена анализу значения эстетических идей классической немецкой философии для разрешения проблем и противоречий модерна. Эпоха современности трактовалась немецкими идеалистами как кризисная эпоха, ставящая задачу поиска основ жизни не в традиции, а в структуре субъективности, которая при этом оказывается несущей в себе травматический элемент. Согласно концепциям Ю. Хабермаса и Т. Иглтона, одной из основных стратегий такого поиска стало обращение немецких мыслителей к эстетическому измерению субъективной и интерсубъективной жизни – уровню чувств, переживаний, творчества, игры. Кант в своей субъективистской эстетике мыслил преодоление разрыва между природой и свободой. Шиллер создал утопию эстетического государства, в котором снимается раздвоенность современного сознания. Фихте, Шеллинг и Гегель, каждый по-своему, изображают мир как произведение искусства, созданное воображением и творчеством субъекта или Духа. Эксплицитная или имплицитная онто-поэтика немецкой философии оказывает влияние на самоистолкование кризисных процессов современности до сегодняшнего дня.


Полный текст:

PDF

Литература


Eagleton, T. (2004). The Ideology of the Aesthetic. Oxford: Blackwell.

Fikhte, I.G. (1993a). Naznachenie cheloveka [The Destination of Man]. In I.G. Fikhte, Sochineniya v dvukh tomakh [I.G. Fichte, Works in Two Volumes], Т.2. St. Petersburg: Mifril.

Fikhte, I.G. (1993b). Pervoe vvedenie v naukouchenie [First Introduction to the Science of Knowledge] . In I.G. Fikhte, Sochineniya v dvukh tomakh [I.G. Fichte, Works in Two Volumes], Т.1. St. Petersburg: Mifril. (in Russian).

Gegel’, G.V.F. (1970). Pervaya programma sistemy nemetskogo idealizma [The Oldest Systematic Program of German Idealism]. In G.V.F. Gegel’ Raboty raznykh let [G.V.F. Hegel, Works of Different Years], (211-213). Мoscow: Mysl’. (in Russian).

Gegel’, G.V.F. (1974-1977). Nauka logiki [The Science of Logic]. In Entsiklopediya filosofskikh nauk [Encyclopedia of the Philosophical Sciences], Т.1. Мoscow: Mysl’. (in Russian).

Jameson, F. (1994). The Seeds of Time. New York: Columbia University Press.

Khabermas, Yu. (2004). Kontseptsiya moderna. Retrospektiva dvukh traditsii [Concepcion of Modernity. Retrospective of Two Traditions]. In Yu. Khabermas, Politicheskie raboty [Y. Habermas, Political Works], (234-268). Мoscow: Praksis. (in Russian).

Khabermas, Yu. (2008). Filosofskii diskurs o moderne [Philosophical Discourse of Modernity]. Мoscow: Ves’ mir. (in Russian).

Shelling, F.V.I. (1987-1989). Sistema transtsendental’nogo idealizma [System of Transcendental Idealism]. In F.V.I. Shelling, Sochineniya v dvukh tomakh [F. W. J. Schelling, Works in Two Volumes], Т.1, (227-489). Мoscow: Mysl’. (in Russian).

Shiller, F. (1955-1957). Pis’ma ob esteticheskom vospitanii cheloveka [Letters on the Aesthetic Education of Man]. In F. Shiller, Sobranie sochinenii v semi tomakh [F. Schiller, Collection of Works in Seven Volmes], Т.6, (251-358). Мoscow: Gosudarstvennoe izdatel’stvo khudozhestvennoi literatury. (in Russian).


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018