ПРОЕКТ ТЕОРИИ И ИСТОРИИ ХУДОЖЕСТВЕННОЙ КУЛЬТУРЫ М.С.КАГАНА: ИСТОРИЧЕСКИЙ АСПЕКТ
Аннотация
Статья посвящена одному из проектов, ставших следствием появления и развития в гуманитарной сфере новой науки — теории и истории культуры. Это проект создания теории и истории художественной культуры. Данное направление занимает срединное положение между теорией и историей искусства и теорией и историей культуры. Это новое направление, которого до второй половины ХХ века не было. С одной стороны, оно могло появиться лишь по мере того, как в России начали разрабатывать вопросы культуры и возникла целая научная дисциплина, известная как культурология. Теория и история художественной культуры явилась следствием методологии, которую вызвали к жизни культурологи. С другой стороны, необходимость в этом направлении возникла в искусствоведческой среде, когда стало ясно, что предмет истории искусства не исчерпывается лишь художественными стилями. Уже в искусствоведческой среде возникает интерес к тем методам, которые существуют в других научных дисциплинах. Автор статьи на примере концепции М. С. Кагана пытается вернуться к опыту создания данного направления и задним числом оценить его. Несмотря на то, что это направление сегодня, к сожалению, не имеет продолжения, оно, тем не менее, представляет одну из ярких страниц науки о культуре. В реализации этого проекта была опробована междисциплинарная методология. Проект М. С. Кагана явился весьма значимым еще и потому, что основу этого направления составил принцип системности. Так, аргументируя новое научное направление в его системном виде, М. С. Каган выделяет в этой системе три основных блока: морфологический, институциональный и исторический. В данной статье подробно рассматривается исторический аспект нового направления.
Полный текст:
PDFЛитература
Berdyaev, N. (2007). Konstantin Leont’ev. Ocherk po istorii russkoi religioznoi mysli. Aleksei Stepanovich Khomyakov [Konstantin Leont’ev. Essay on the history of Russian religious thought. Aleksei Stepanovich Khomyakov]. M.: AST. (in Russian)
Dvorzhak, M. (2001). Istoriya iskusstva kak istoriya dukha [History of art as a history of the spirit]. SPb.: Akademicheskii proekt. (in Russian)
Kagan, M. (1972). Morfologiya iskusstva [Morphology of art]. L.: Iskusstvo. (in Russian)
Kagan, M. (Ed.) (1984). Khudozhestvennaya kul’tura v dokapitalisticheskikh formatsiyakh [Art culture in pre-capitalist formations]. L.: Izdanie Leningradskogo universiteta. (in Russian)
Kagan, M. (Ed.) (1986). Khudozhestvennaya kul’tura v kapitalisticheskom obshchestve [Art culture in capitalist society]. L.: Izdatel’stvo Leningradskogo universiteta. (in Russian)
Kagan, M. (1997). Estetika kak filosofskaya nauka [Aesthetics as a philosophical science]. SPb.: Petropolis. (in Russian)
Kagan, M. (2003). Vvedenie v istoriyu mirovoi kul’tury [Introduction to the history of world culture] (Vol. 2). SPb.: Petropolis. (in Russian)
Khrenov, N. (2013) Sotsiologicheskie issledovaniya teatra v kontekste stanovleniya sotsiologicheskogo i kul’turologicheskogo znaniya [A sociological study of theatre in the context of the formation of sociological and cultural knowledge]. In Teatr i publika. Opyt sotsiologicheskogo issledovaniya 1960-1970-kh godov [Theatre and the audience. Experience of sociological research of the 1960s-1970s] (12-37). M.: Gosudarstvennyi institut iskusstvoznaniya. Kanon-Plyus. (in Russian)
Khrenov, N. (2016). Kul’tura na rubezhe XIX-XX vekov: simvolizm na fone transformatsii sistemy vidov iskusstva [Culture at the turn of the XIX-XX centuries: symbolism against the background of transformation of the system of arts]. In Epokha simvolizma: vstrecha literatury i iskusstva [The era of symbolism: the meeting of literature and art] (63-123). M.: Azbukovnik. (in Russian)
Kreber, A. (2004). Izbrannoe: Priroda kul’tury [Selected works: The nature of culture]. M.: Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN). (in Russian)
Lebon, G. (1898). Psikhologiya narodov i mass [Psychology of Peoples and Masses]. SPb.: Izdatel’stvo F. Pavlenkova. (in Russian)
Le Goff, Zh. (2013). Istoriya i pamyat’ [History and memory]. M.: Rossiiskaya politicheskaya entsiklopediya (ROSSPEN). (in Russian)
Panofskii, E. (1998). Renessans i «renessansy» v iskusstve Zapada [Renaissance and “Renaissance” in the art of the West]. M.: Azbuka-klassika. (in Russian)
Rozanov, V. (1892). Esteticheskoe ponimanie istorii. Teoriya istoricheskogo progressa i upadka [Aesthetic understanding of history. The theory of historical progress and decline]. In Russkii vestnik [Russian Herald] № 3 (270-298) M.: Universitetskaya tipografiya M. N. Katkova. (in Russian)
Vipper, Yu. (1969). O “semnadtsatom veke” kak osoboi epokhe v istorii zapadnoevropeiskikh literatur [The “seventeenth century” as a special era in the history of Western European literature]. In XVII vek v mirovom literaturnom razvitii. [17th century in the world literary development] (11-60). M.: Nauka. (in Russian)
Zedl’mair, Kh. (1999). Iskusstvo i istina. O teorii i metode istorii iskusstva [Art and truth. On the theory and method of art history]. M.: Iskusstvoznanie. (in Russian)
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018