ГЕРМАН КОГЕН И ПРОБЛЕМА ДРУГОГО. ТОРЖЕСТВО И ПАДЕНИЕ «ЧИСТОГО РАЗУМА»
Аннотация
В статье поднимается вопрос о современном значении и актуальности мысли Германа Когена. Выдвигается тезис, что для понимания феномена мысли Когена следует выйти за пределы эпистемологического и методологического контекста, в котором его мысль, как правило, рассматривается, и докопаться до глубинных, духовных и интеллектуальных оснований его философии, корни которой лежат в иудаизме. Также утверждается, что Коген, будучи академическим ученым, никогда не переставал быть учителем, «равви», в том смысле, как понимается это в традиции иудаизма. В этом аспекте рассматривается дружба с Когеном молодого Франца Розенцвейга и доказывается, что Розенцвейг был первым мыслителем, который оценил революционный смысл философии религии Когена и сумел его использовать в своем главном труде «Звезда избавления» (Der Stern der Erlosung). Статья фокусируется на поздней стадии творческой эволюции Когена, в том числе на его труде Religion der Vernuft aus den Quellen des Judentums (1919). Демонстрируется отход Когена от критического идеализма к философии диалога. Коген представляется как воспитатель немецкого народа, который смог проанализировать угрозы, связанные с романтической теорией нации и романтической индивидуалистической интерпретацией моральной философии Канта, особенно интерпретации, данной Фихте. Точность его анализа подтвердили тоталитарные события из истории Германии ХХ века. Подчеркивается положительный вклад идей Когена в понимание современности и обращается внимание на то, что его вера в силу «чистого разума» не выдержала испытания тоталитарными вызовами. Однако это не означает, что мысль Когена потеряла свою актуальность, наоборот, в эпоху кризиса разума она имеет значение завещания. Ее сила заключена, однако, не столько в деятельности «чистого разума», сколько в способности к диалогу и в когеновской заповеди о любви к ближнему как об акте разумном и свободном, превышающем любые идейные и религиозные ограничения.
Полный текст:
PDFЛитература
Adorno, T. (2012). Umieranie dzisiaj [Dying Today]. In Kronos 3(22) (16-22). Warszawa: Fundacja Augusta hr. Cieszkowskiego. (in Polish)
Agamben, G. (2018). Idea nauki [The idea of learning]. In Idea prozy [The Idea of Prose] (59-64). Warszawa: Fundacja Augusta Hrabiego Cieszkowskiego. (in Polish)
Cassirer, E. (2006). Mit państwa [Myth of The State]. Warszawa: Wydawnictwo IFiS PAN. (in Polish)
Ciszewski, M. (1985). Cohen Herrman [Cohen Herrman]. In Encyklopedia Katolicka [Catholic Encyclopedia]. T.3. (536-537). Lublin: Towarzystwo Naukowe Katolickiego Uniwersytetu Lubelskiego. (in Polish)
Gadacz, T. (2009a). Filozofia dialogu [Philosophy of Dialogue]. In Historia filozofii XX wieku. Nurty [History of 20th Century Philosophy. Currents]. T.2. Neokantyzm, filozofia egzystencji, filozofia dialogu [Neo-Kantianism, Philosophy of Existence, Philosophy of Dialogue] (503-638). Kraków: Wydawnictwo Znak. (in Polish)
Gadacz, T. (2009b). Hermann Cohen (1842-1918). In Historia filozofii XX wieku. Nurty [History of 20th Century Philosophy. Currents]. T.2. Neokantyzm, filozofia egzystencji, filozofia dialogu [Neo-Kantianism, Philosophy of Existence, Philosophy of Dialogue] (514-521). Kraków: Wydawnictwo Znak. (in Polish)
Gusserl’, E. (2004). Krizis evropeiskikh nauk i transtsendental’naya fenomenologiya [Crisis of European Sciences and Transcendental Phenomenology]. St. Petersburg: Vladimir Dal’. (in Russian)
Habermas, J. (2012). Działanie komunikacyjne i rozum zdetranscendentalizow- any [Communication Operation and Detranscendental Reason]. In Między naturalizmem a religią. Rozprawy filozoficzne [Between Naturalism and Religion. Philosophical Dissertations] (25-87). Warszawa: Wydawnictwo Naukowe PWN. (in Polish)
Hanuszkiewicz, W. (2011). Filozofia Hermanna Cohena w perspektywie sporu o jedność metody transcendentalnej [Philosophy of Hermann Cohen in the Perspective of the Dispute over the Unity of the Transcendental Method]. Warszawa: Wydawnictwo IFiS PAN. (in Polish)
Heschel, A. (2014). Prorocy [The Prophets]. Kraków: Wydawnictwo Esprit. (in Polish)
Krainen, K., & Belov, V. (2008). Izuchenie neokantianstva: ukazaniya k chteniyu [The Study of Neo-Kantianism: Reading Guidelines]. In Kantovskii sbornik. Nauchnyi zhurnal [Kant’s collection. Science Magazine] 2(28) (66-74). Kalliningrad: Izdatel’stvo RGU im. I. Kanta. (in Russian)
Krasicki, J. (2002). Rozum i zło (Zamiast Wstępu) [Reason and Evil (Instead of Introduction)]. In Przeciw nicości. Eseje [Against Nothingness. Essays] (9-13). Kraków: Księgarnia Akademicka. (in Polish)
Krasicki, J. (2002). Zło epoki [Evil of the Age]. In Przeciw nicości. Eseje [Against Nothingness. Essays] (85-95). Kraków: Księgarnia Akademicka. (in Polish)
Krasicki, J. (2017). Inny i śmierć Innego w filozofii G. W.F. Hegla i Franza Rosenzweiga [The Other and Its Death in Hegel’s and Rosenzweig’s Philosophical Thinking]. In Jacyk D. (Ed.), Bóg — człowiek — świat: szkice w myśli filozoficznej Franza Rosenzweiga [God — Man — World: Sketches in Franz Rosenzweig’s Philosophical Thought].Wrocław: Wydawnictwo Chronicon. (in Polish)
Krasitskii, Ya. (2015). Kakoi razum nam nuzhen segodnya? [What Kind of Mind do We need Today?] In Razum i Drugoi. Opyty po russkoi i evropeiskoi mysli [Mind and Other. Essays on Russian and European Thought] (253-264). St. Petersburg: Izdatel’stvo Russkoi Khritianskoi Akademii. (in Russian)
Krasitskii, Ya. (2015). Ot smerti, ot trepeta pered smert’yu...(Kogen — Rozents- veig— Khaidegger) [From Death, from Trembling before Death...(Cohen— Rosenzweig — Heidegger)]. In Razum i Drugoi. Opyty po russkoi i evropeiskoi mysli [Mind and Other. Esaays on Russian and European Thought] (243-252). St. Petersburg: Izdatel’stvo Russkoi Khritianskoi Akademii. (in Russian)
Levinas, E. (1998). Vremya i Drugoi. Gumanizm drugogo cheloveka [Time and Other. Humanism of Another Person]. Sankt-Peterburg: Vysshaya religiozno-filosofskaya shkola. (in Russian)
Mosse, G. (1972). Kryzys ideologii niemieckiej. Rodowód intelektualny Trzeciej Rzeszy [Crisis of German Ideology. Intellectual Pedigree of the Third Reich]. Warszawa: Czytelnik. (in Polish)
Popper, K. (1993). Społeczeństwo otwarte i jego wrogowie [The Open Society and Its Enemies]. T.2. Warszawa: Wydawnictwo PWN 1993. (in Polish)
Rorty, R. (2009). Przygodność, ironia, solidarność [Contingency, Irony and Soli- darity]. Warszawa: Wydawnictwo W.A.B. (in Polish)
Rosenzweig, F. (1998). Nowe myślenie — Kilka uwag ex post do Gwiazdy zbawienia [New Thinking — A few Remarks ex post to The Star of Redemption]. In Gwiazda zbawienia [The Star of Redemption] (659-689). Kraków: Wydawnictwo Znak. (in Polish)
Rosenzweig, F. (2012). Zmiana frontów [Change of Fronts]. In Kronos. 2(21) (121-123). Warszawa: Fundacja Augusta hr. Cieszkowskiego. (in Polish)
Rozentsveig, F. (2017). Zvezda izbavleniya [The Star of Redemption]. Moscow: Mosty kul’tury/Gesharim. (in Russian)
Scholem, G. (2006). Żydzi i Niemcy, Eseje. Listy. Rozmowa [Jews and Germans, Essays. Letters. Conversation]. Sejny: Fundacja Pogranicze. (in Polish)
Seeskin, K. (2009). Neokantyzm żydowski: Hermann Cohen [Jewish Neo- Kantianism: Hermann Cohen]. In D. H. Frank. O. Leaman (Eds.), Historia filozofii żydowskiej [History of Jewish Philosophy] (813-826). Kraków: Wydawnictwo WAM. (in Polish)
Serafin, A. (2012). Cohen — Rosenzweig — Heidegger. O zmianie frontu w Davos [Cohen — Rosenzweig — Heidegger. On Changing the Front in Davos]. In Estetyka i Krytyka [Aesthetics and Criticism] 26(3) (Postneokantyzm- ontologizm) (161-172). Kraków: Instytut Filozofii UJ. (in Polish)
Sokuler, Z. (2008). German Kogen i filosofiya dialoga [Hermann Cohen and the Philosophy of Dialogue]. Moscow: Progress-Traditsiya. (in Russian)
Sokuler, Z. (2013). German Kogen kak aktual’nyi myslitel’. Razmyshlyaya nad knigoi: Kogen G. Teoriya opyta Kanta [Hermann Cohen as a Current Thinker. Reflecting on the Book: Cohen H. The Theory of Kant’s Experi- ence]. Retrieved from https://www.google.com/url?sa=t&rct=j&q=&es rc=s&source=web&cd=4&cad=rja&uact=8&ved=2ahUKEwiD84zUqd3 cAhUHL1AKHSTjCKQQFjADegQIBxAB&url=http%3A%2F%2Fplatona. net%2Fload%2Fzhurnaly_po_filosofii%2Fvoprosy_filosofii%2Fvoprosy_ filosofii_2013_g_1%2F78-1-0-3942&usg=AOvVaw2kZTURUhbJt_sv0hS- owA_ (in Russian)
Strauss, L. (2012). Pisma żydowskie Hermanna Cohena [Jewish Writings of Her- mann Cohen]. In Kronos 2(21) (117-120). Warszawa: Fundacja Augusta hr. Cieszkowskiego. (in Polish)
Tischner, J. (1998). Filozofia dramatu [Philosophy of Drama]. Kraków: Wydawnictwo Znak. (in Polish)
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018