ЛАКУНЫ В ЭСТЕТИКЕ XX ВЕКА: ЭПИСТЕМОЛОГИЧЕСКИЕ И МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ АТРИБУЦИИ ЖИВОПИСИ
Аннотация
В статье анализируется феномен лакун в эстетическом знании – смысловых и информационных пробелов в теории и источниках, затрудняющих целостное понимание искусства. Показано, как эти лакуны влияют на процессы атрибуции, идентификации и интерпретации живописи XX века. Особое внимание уделено практическому аспекту: тому, как лакуны проявляются в работе художественных экспертов при установлении авторства и как их можно восполнить с помощью современных оптико-физических методов и цифровых технологий (спектральный анализ, оптическая визуализация, базы данных и др.). Методологическую основу исследования составляют идеи М. С. Кагана, Ю. М. Лотмана, А. Ф. Лосева, Б. Р. Виппера, обоснованы философско-методологические аспекты внедрения научно-технических методов в искусствознание. Отмечается недостаточность источников и фрагментарность визуального и текстового материала по искусству XX века, обосновывается необходимость междисциплинарного подхода, сочетающего эстетическую теорию, искусствоведение и методы естественных наук. В качестве эмпирической базы приведены исследования живописи сибирских художников XX века (И. В. Черняева, Г. Д. Булгаева), демонстрирующие, как оптико-физические методы и цифровые архивы позволяют восполнить лакуны знаний об авторах, технике и подлинности произведений. Интеграция классических методологий искусствознания и современных технологий показала свою эффективность в преодолении лакун, обеспечивая более обоснованную атрибуцию и глубокую интерпретацию произведений живописи XX столетия.
Ключевые слова: лакуна, эстетика, художественная экспертиза, атрибуция, идентификация, интерпретация, оптико-физические методы, цифровые технологии, живопись XX века, междисциплинарный подход.
Полный текст:
PDFЛитература
Bashmakov, L. I. (1971). X-Ray Examination of Painting Works. In I. P. Gorin (Ed.), Reports of the All-Union Central Research Laboratory for the Conservation and Restoration of Museum Valuables (pp. 2–26). (Vol. 27). Moscow: AUCRLCR Publ. (In Russian)
Bourached, A., & Cann, G. (2019). Raiders of the Lost Art. arXiv preprint arXiv:1909.05677. Retrieved May 15, 2025, from https://arxiv.org/abs/1909.05677.
Bourached, A., Cann, G., Griffiths, R.-R., & Stork, D. G. (2021). Recovery of Underdrawings and Ghost-paintings via Style Transfer by Deep Convolutional Neural Networks: A Digital Tool for Art Scholars. In Proceedings IS&T Int’l. Symposium on Electronic Imaging: Computer Vision and Image Analysis of Art, 33, 42-1–42-10. doi: 10.2352/ISSN.2470-1173.2021.14.CVAA-042.
Bulgaeva, G. D. & Chernyaeva, I. V. (2024). Optical-physical Methods in the Study of Siberian XX century Painting: Results and Prospects. Journal of Siberian Federal University. Humanities & Social Sciences, 17 (7), 1376–1385. (In Russian)
Chernyaeva, I. V., Bulgaeva, G. D., Aikhler, N. A., & Kalinnikova, A. D. (2024). Optical-Physical Studies in Art History: Creating Electronic Databases. Bulletin of Kemerovo State University of Culture and Arts, 69, 208–214. (In Russian)
Kagan, M. S. (1997). Aesthetics as a Philosophical Science: University Lecture Course. St. Peterburg: Petropolis. (In Russian)
Losev, A. F. (1976). The Problem of the Symbol and Realistic Art. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)
Lotman, Y. M. (1970). The Structure of the Artistic Text. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)
Vipper, B. R. (1985). Introduction to the Historical Study of Visual Art. Moscow: Izobrazitelnoe iskusstvo Publ. (In Russian)
Vipper, B. R. (1970). On the Problem of Attribution. In B. R. Vipper (Ed.), Articles about Art (pp. 541–560). Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018


