ЭСТЕТИКА В МИРЕ ГИПЕРРЕАЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются проблемы эстетики в гиперреальном мире. Современная цивилизация демонстрирует радикальный онтологический, антропологический, аксиологический и когнитивно-семиотический повороты. В таких условиях существующие эстетические концепции и теории не всегда могут построить адекватные суждения и многие категории эстетики перестают работать. В гиперреальности происходят постоянные «тектонические движения», смещающие привычные перспективы. Многоликость современного эстетического знания воспринимается как кризис, который приводит к переосмыслению эстетических категорий и требует не только новой оптики, но и расширения категориального аппарата. Современные эстетические модели заявляют об отказе не только от попытки обозначения общего, но и о стремлении к полному разрыву с традиционными эстетическими принципами. В таких условиях достаточно интересным становятся процессы, протекающие в глубинных пластах эстетического. Принимая за аксиому, что мир изменился фундаментально, можно стремиться к тому, чтобы перестроить оптику эстетического. В ситуации неопределенности поворота в неизведанные дали, успешным становится умение переключаться с одного типа восприятия (рационального) на другой (чувственный), чему предстоит учиться. Внешние изменения не могли не затронуть глубинные состояния эстетического. Вместе с тем, можно отметить, что эстетический код, как метаязык культуры, по-прежнему определяет культурно-историческую динамику, перехода в новое пространство реального. В такой ситуации эстетический код выступает точкой «различения», необходимой в процессе поиска новых смысловых полей.
Ключевые слова: кодификация, эстетика, эстетический опыт, эстетический поворот, кодификация.
Полный текст:
PDFЛитература
Baudrillard, J. (2001). The System of Things (2nd ed.). (S. N. Zenkin, Trans.). Rus. Ed. Moscow: Rudomino Publ. (In Russian)
Baudrillard, J. (2009). Transparency of Evil (L. Lyubarskaya, E. Markovskaya, Trans.). (3d ed.). Rus. Ed. Moscow: Dobrosvet Publ. (In Russian)
Boccioni, U. (2008). The Technical Manifesto of Futuristic Sculpture. In E. Bobrinskaya (Ed.), Futurism – Radical Revolution: Italy – Russia: On the 100th Anniversary of the Art Movement (pp. 61-65). (V. Sirovsky, A. Yampolskaya, Trans.). Moscow: Krasnaya ploshchad' Publ. (In Russian)
Fadeeva, I. E. (2017). The Aesthetic Code of Culture: Towards a Problem Statement. Human. Culture. Education, 1 (23), 138-150. (In Russian)
Florensky, P. A. (1990). At the Watersheds of Thought. Moscow: Pravda Publ. (In Russian)
Gumbrecht, H. U. (2006). Production of Presence: What Meaning Cannot Convey (S. Zenkin, Trans.). Rus. Ed. Moscow: Novoe Literaturnoe obozrenie Publ. (In Russian)
Kurtov, M. (2015). Criticism of the Cat: Zoopolitik and Artificial Intelligence. Retrieved May 18, 2025, from https://redmuseum.church/kurtov_kritikakotika.
Migunov, A. S., Erokhin, S. V. (2010). Algorithmic Aesthetics. St. Petersburg: Aletheia, Istoricheskaya kniga Publ. (In Russian)
Migunov, A. S. (2001). Philosophy of Naivety. Moscow: Izdatel'stvo Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta. – 384 p. (In Russian)
Migunov, A. S., Erokhin, S. V. (2016). Two Vectors of Aesthetic Renewal. Bulletin of the Moscow University. Series 7. Philosophy, 5, 87-107. (In Russian)
Stopford, R. (2024). An Analytic of Eeriness. British Journal of Aesthetics, 64 (4), 483-504. doi: 10.1093/aesthj/ayad046.
Timchenko, M. (Ed.). (1992). Horizons of Сulture. St. Petersburg: Rossiiskii institut istorii iskusstv. (In Russian)
Ustyugova, E. N. (2001). Modern Aesthetics – a Break with Tradition? In Aesthetics in the Inter-paradigm Space: Perspectives of the New Century (pp. 68-72). St. Petersburg: Sankt-Peterburgskoe Filosofskoe Obshchestvo Publ. (In Russian)
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018


