ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ ЭСТЕТИКИ: МОСТЫ НАД ЛАКУНАМИ
Аннотация
Предмет эстетики расширяется или сужается в различных исторических горизонтах, поэтому задача истории эстетики состоит в определении фундаментальных оснований предмета эстетики. Потребность в теоретическом и методологическом самосознании эстетики усиливается в периоды столкновения историко-культурных парадигм. В последнее время возникли существенные расхождения в трактовке предмета эстетики. Главные споры идут вокруг вопроса о сути феномена эстетического, как чувственно-смысловой целостности или как чувственного опыта, а также – ограничивается ли предмет эстетики только философией эстетического? Разобраться с этими альтернативами трудно без анализа концептуальных лакун и параллелей в процессе становления эстетической мысли. В статье рассматриваются примеры концептуальных параллелей и лакун в истории эстетики. Параллели указывают на то, что проблемы и категории эстетической рефлексии исторически трансформируются, сохраняя потенциальную значимость в новой актуализации в иных историко-культурных контекстах. Анализ лакун объясняет логику изменений в понимании предмета эстетики, и позволяет навести своеобразные мосты между ними в историческом развитии эстетики. Делается вывод, что генеалогия эстетических проблем исходит из экзистенциальных вопросов бытия в самоощущении человека в мире, а разрывы вновь обращают к фундаментальным проблемам онтологии эстетического объекта и способов бытия эстетического субъекта. Представления о предмете эстетики развиваются и расширяются, но при этом сохраняется и некое единое проблемно-категориальное ядро. Научная модель истории эстетики нуждается в теоретическом анализе диалектики преемственности и различий сквозных проблемных узлов в историческом развитии эстетического и художественного сознания. Осмысление предмета эстетики не может строиться по принципу «или – или»: онтология или аксиология, аксиология или чувственный опыт? Состояние эстетики неоднократно характеризовалось как кризисное из-за очевидного разрыва амбивалентного единства: объективного и субъективного, чувственного и духовно-смыслового, всеобщего и индивидуального, исторического и актуального. Концептуальный доступ к языковой интерсубъективности взаимопонимания лежит в методологии диалектики различий и повторений, преемственности традиций через критический анализ процесса воспроизводства культурных ценностей. При этом ни современный, ни любой другой этап, не могут считаться точкой отсчета в историческом анализе.
Ключевые слова: предмет эстетики, параллели и лакуны в истории эстетики, диалектика преемственности и различий, критическое самосознание эстетики.
Полный текст:
PDFЛитература
Benjamin, W. (2002). The Origin of German Baroque Drama. (S. Romashko, Trans.). Rus. Ed. Moscow: Agraf Publ. (In Russian)
Deleuze, J. (2004). Negotiations. 1972-1990. (V. Yu. Bystrov, Trans.). Rus. Ed. Saint Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)
Chiesa, L. (2025). Sublime Obscenity and God's Advocate: Lacan, Deleuze and the Baroque. In V. Mazin, Olelush (Eds.), Desire and Enjoyment (pp. 176-208). (O. Gulyaeva, Trans.). St. Petersburg: Skifiya Publ. Rus. Ed. (In Russian)
Foucault, M. (1996). The Order of Discourse. In The Will to Truth: Beyond Knowledge, Power and Sexuality. Works from Different Years (pp. 47-96). (S. Tabachnikova, Trans.). Rus. Ed. Moscow: Castel Publ. (In Russian)
Habermas, J. (2008). The Philosophical Discourse of Modernity: Twelve Lectures (2nd ed.). (M. M. Belyaev, Trans.). Moscow: Izdatel'stvo Ves' mir Publ. (In Russian)
Turner, L. (2011). The Metamodernist Manifesto. Retrieved May 20, 2025, from http://www.metamodernism.org/
Prosersky, V. V. (2012) The Communicative Model of Culture. In N. V. Golik (Ed.), Almanac of the Department of Aesthetics and Philosophy of Culture of St. Petersburg State University (pp. 262-273). (Vol. 3). St. Petersburg: Izdatelstvo Sankt-Peterburgskogo filosofskogo obshchestva. (In Russian)
Ustyugova, E. N. (2011). The Art between Imagination and Reason. Aesthetics of the 17th Century. In V. V. Prozersky, N. V. Golik (Ed.), History of Aesthetics: The Training Manual (pp. 151-177). St. Petersburg: Izdatelstvo Russkoj hristianskoj gumanitarnoj akademii. (In Russian)
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018


