Логотип верхнего колонтитула страницы Заголовок страницы


Язык English Русский

РЕДКОЛЛЕГИЯ

РЕДСОВЕТ

ПОЛИТИКА

Партнеры:

 

Базы данных:

 

Размер шрифта

  • Главная
  • О журнале
  • Авторам
  • Контакты
  • Архив
Главная > № 1/15 (2025) > Хренов

АЛЬТЕРНАТИВНЫЕ НАУЧНЫЕ МОДЕЛИ В ИСТОРИИ ЭСТЕТИКИ: РОЖДЕНИЕ ПРИНЦИПИАЛЬНО НОВОГО ИЛИ РЕТРОСПЕКЦИИ В ОТВЕРГНУТОЕ?

Николай Хренов

Аннотация


Статья подготовлена на основе доклада, прочитанного на ХIХ Кагановских чтениях, состоявшихся в Санкт-Петербургском университете 16-17 мая 2025 года. Сформулированная общая тема Чтений «Лакуны в истории эстетики» предполагала ответы на вопросы о существовании в истории эстетики альтернативных моделей, о лакунах в теоретических вопросах эстетики, о взаимоотношениях между чувственным и сверхчувственным, о забытых понятиях и проблемах в отечественной эстетике и др. Ответы на заданные вопросы автор статьи начинает с уточнения терминологии, в частности, с обсуждения вопроса о том, что подразумевать под понятием «научная модель» в становлении эстетики как самостоятельной науки и не является ли оно синонимом понятия «парадигма», обычно употребляемого в истории науки. В текстах, связанных с эстетической проблематикой, используется и понятие «модель», и понятие «парадигма». Однако автор соотносит эти понятия также и с понятием «поворот», пытаясь показать, что оно в современной гуманитарной науке дает больше свободы и для анализа известных научных моделей в развитии эстетики, и для тех моделей, которые в истории по каким-то причинам, появившись, оставались в своих эксплицитных формах, не получая развития. Но к таким формам эстетика может возвращаться. С точки зрения автора, сегодняшняя ситуация в эстетике усложняется в связи с появлением науки о культуре и продолжающимся с рубежа Х1Х-ХХ веком культурологическим поворотом. Это обстоятельство приводит к тому, что проблемы, обсуждавшиеся до появления культурологии в одних науках, начинают обсуждаться в других науках. Для более дифференцированного подхода и взаимоотношений между науками, как и понимания эксплицитных и имплицитных моделей эстетики, как утверждает автор, следовало бы в эстетической сфере использовать понятие «научная школа». Что касается взаимоотношений между чувственным и сверхчувственным, то автор разрешение этой столь значимой для истории эстетики проблемы ставит в зависимость от культурологического подхода, т.е. от необходимости соотнесения этих взаимоотношений с типом культуры, что свидетельствует опять - таки о том, что эта тема, рассматриваемая до некоторого времени как чисто эстетическая, переходит в ведение культурологии. Таким образом, ответы на поставленные организаторами Чтений вопросы предполагают значимость методологических проблем эстетики и ориентируют исследователей на рассмотрение этой проблематики в контексте истории науки.

 

Ключевые слова: научная модель, парадигма, поворот, лакуны в эстетике, искусствознание, марксистская эстетика, платонизм, гностицизм, экзистенциализм, отвергнутое знание, Г. Лукач, Н. Бердяев, П. Сорокин


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018