Логотип верхнего колонтитула страницы Заголовок страницы


Язык English Русский

РЕДКОЛЛЕГИЯ

РЕДСОВЕТ

ПОЛИТИКА

Партнеры:

 

Базы данных:

 

Размер шрифта

  • Главная
  • О журнале
  • Авторам
  • Контакты
  • Архив
Главная > № 2/12 (2023) > Драйвер

РАЗМЫВАНИЕ ГРАНИЦ: ЭВОЛЮЦИЯ ФОТОГРАФИИ ПОСЛЕ СТАЛИНА И ВОПРО‑ ШАЮЩИЙ ВЗГЛЯД БОРИСА МИХАЙЛОВА

Самюэль Проффит Драйвер

Аннотация


Цель данной статьи двояка: во‑первых, внести существенный вклад в историографию советской фотографии, предлагая более нюансированный подход к эволюции фотографического медиума после смерти Сталина; во‑вторых, использовать этот подход в исследовании украинского фотографа-нонконформиста Бориса Михайлова. Статья начинается с выяснения и переосмысления основных проблем, характерных для постсталинского фотографического дискурса. Первая из этих проблем – чрезмерное упрощение положения дел в фотографии через манифестацию простого отказа от сталинских норм. Другие ключевые проблемы касаются сохраняющейся путаницы в вопросе о том, что является фотографическим искусством в рамках советского проекта, и, что крайне важно, тенденции переписывать советскую культурную историю, позиционируя художников-нонконформистов не просто как авангард, а как логическое продолжение советского Авангарда с большой буквы «А». Подробно рассмотрев эти три проблемы, статья обращается к одному из самых влиятельных, но все еще недостаточно изученных фотографов-нонконформистов: Борису Михайлову. На примере анализа его серии «Вязкость» (1982) статья демонстрирует, как Михайлов исследует расколотое советское «я», границы между автором и субъектом, искусством и не-искусством, и свою собственную роль пытливого наблюдателя и участника этого нового ландшафта.


Ключевые слова: фотография, Борис Михайлов, нонконформистское искусство, социалистический реализм, позднесоветская идентичность.


Полный текст:

PDF (English)

Литература


Borofsky, A. (1994). Conceptual photography in the Russian Museum. Art

Journal, 53(2), 40‑42.

Bowlt, J. (1998). The Soviet Nonconformists and the legacy of the Russian avant-garde. In E. Bowlt, D. B. Kuspit, & J. E. Bowit, Forbidden art: The post-war Russian avant-garde (pp. 49‑80). D.A.P.

Degot, K. (2004). The copy is the crime. In D. Neumaier (Ed.), Beyond memory: Soviet Nonconformist photography and photo-related

works of art (pp. 103‑117). Rutgers University Press.

Egbert, D. D. (1967). The idea of ‘avant-garde’ in art and politics. The American Historical Review, 73(2), 339‑366.

Groys, B. (1992). The total art of Stalinism: Avant-garde, aesthetic dictatorship, and beyond. Princeton University Press.

Groys, B. (2000). The eroticism of imperfection. In Boris Mikhailov. The

Hasselblad Award 2000 (pp. 2‑23). Scalo Publishers, Hasselblad center.

Groys, B. (2004). Russian photography in the textual context. In D. Neumaier (Ed.), Beyond memory: Soviet Nonconformist photography and photo-related works of art (pp. 119‑129). Rutgers University Press.

Groys, B. (2015). Boris Mikhailov (A. Aslanyan, Trans.). Ad Marginem Press.(In Russian)

In honor of the 22nd Congress of the CPSU. (1961). Sovetskoe Foto, 10, 22. (In Russian)

Kizevalter, G. (2018). Time of hopes, time of illusions. Problems of the history of Soviet unofficial art. 1950-1960s: Articles and materials. NLO. (In Russian)

Mikhailov, B. (2020). Viscidity. PPP Editions.

Morozov, S. A. (1958). Soviet Art Photography. Gosudarstvennoe izdatel’stvo “Iskusstvo”. (In Russian)

Panaiotti, D. (2022). Studying and exhibiting photography in Russia. Russian Review, 81(4), 673‑676.

Petrovskaya, E. (2012). Materiality and memory in photography: B. Mikhailov’s new documentality. Novoe literaturnoe obozrenie, 117(5). https://www.nlobooks.ru/magazines/novoe_literaturnoe_obozrenie/117_nlo_5_2012/article/18933/. (In Russian)

Rebellious: Russian Non-Conformist Art from an Important European Collection Online at Bonhams. (2020, September 3). Russian Art + Culture. https://www.russianartandculture.com/rebellious-russian-

nonconformist-art-from-an-important-european-collection-online-

atbonhams/

Reid, S. E. (1994). Photography in the Thaw. Art Journal, 53(2), 33‑39.

Reid, S. E. (2005). In the name of the people: The manege affair revisited. Kritika: Explorations in Russian and Eurasian History, 6(4), 673‑716.

Satiukov, P. (1961). Soviet photojournalist. Sovetskoe foto, 1, 1‑3. (In Russian)

Sjeklocha, P., & Mead, I. (1967). Unofficial art of the Soviet Union. University of California Press.

The First All-Union Congress of Soviet Artists. (1957). Iskusstvo, 3, 7‑35.

Tupitsyn, M. (1994). Against the camera, for the photographic archive. Art Journal, 53(2), 58‑62.

Wells, L. (2015). Photography: A critical introduction. Routledge.

Yurchak, A. (2006). Everything was forever, until it was no more: The last Soviet generation. Princeton University Press.

Zanot, F. (2015). The Scorpion and the Coca-Cola: An autopsy of homo soveticus. In the Supplement to Boris Mikhailov: Diary. Verlag der Buchhandlung Walther Konig.

nd Congress of the Communist Party of the Soviet Union. (1962). [verbatim record]. Volume III. Gospolizdat. (In Russian)


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018