ИЗ НАЦИОНАЛЬНОГО В ГЛОБАЛЬНОЕ: СЛУЧАЙ ФРАНЦУЗСКОЙ ФОТОГРАФИИ. РЕЦЕНЗИЯ НА МОНОГРАФИЮ ОЛЬГИ СМИТ «СОВРЕМЕННАЯ ФОТОГРАФИЯ ВО ФРАНЦИИ: МЕЖДУ ТЕОРИЕЙ И ПРАКТИКОЙ»
Аннотация
Статья представляет собой рецензию на исследование Ольги Смит «Современная фотография во Франции: между теорией и практикой». В книге Смит анализирует трансформации французской фотографии с 1970‑х по 2000‑е годы, рассматривая ее в контексте глобального канона и национальной культуры. Данная статья акцентирует внимание на методологии Смит, которая связывает развитие французской фотографии с трансформацией философских идей во Франции XX века: субъективностью художественного взгляда 1970‑х, объектностью фотографии 1980‑х и политическим потенциалом искусства 1990‑х. В тексте также подробно разбирается, как Смит представляет через ведущие философские концепты разных периодов содержание художественных практик эмблематичных фотографов данных этапов: Кристиана Болтански, художников и кураторов выставки Another Objectivity, Марка Пато, «пластичной фотографии» Валери Белин, интердисциплинарных практик Жан-Люка Мулена и феноменологических исследований пространства Исмаила Бахри. В фокусе рецензии – тезис Смит о том, что французская фотография стала пространством, где локальные истории переплетаются с глобальной культурной повесткой, позволяя подрывать устойчивые стереотипы о месте национального искусства в ситуации глобализированной культуры. Смит проблематизирует ситуацию, когда в глобальном поле национальные культуры монументализируются. То есть взгляд на их смысл для развития искусства становится исторически детерминированным, а обращение к современности национальных культур происходит исключительно в рамках нарратива великого наследия. Работа Смит представляет собой попытку вырваться из этой логики разговора о национальном в искусстве. Таким образом, книга Смит рассматривается как важное исследование, которое расширяет представления о политической и эстетической значимости французской фотографии в контексте ее локальных исторических трансформаций и глобального влияния на развитие европейской фотографии в целом.
Ключевые слова: фотография, национальная культура, политический
потенциал фотографии, французская фотография.
Полный текст:
PDFЛитература
Smith, O. (2022). Contemporary Photography in France: Between Theory and Practice. Leuven (Belgium): Leuven University Press.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018