Логотип верхнего колонтитула страницы Заголовок страницы


Язык English Русский

РЕДКОЛЛЕГИЯ

РЕДСОВЕТ

ПОЛИТИКА

Партнеры:

 

Базы данных:

 

Размер шрифта

  • Главная
  • О журнале
  • Авторам
  • Контакты
  • Архив
Главная > № 2/12 (2023) > Румянцев

«ПЕЙЗАЖИ БЕЗ ПАМЯТИ» ЖОАНА ФОНТКУБЕРТЫ: ГЕНЕРАТИВНАЯ ФОТОГРАФИЯ НАЧАЛА XXI ВЕКА И НАСЛЕДИЕ МОДЕРНИСТСКИХ ПРАКТИК БЕСКАМЕРНОЙ ФОТОГРАФИИ

Владислав Румянцев

Аннотация


В статье практики бескамерной съемки первой половины XX в. сравниваются с современными практиками компьютерной генерации фото изображений. Художники первого авангарда – Ласло Мохой-Надь, Ман Рэй – используют фотограмму как способ, с одной стороны, остранить реальность, вырвав предмет из привычного контекста и перспективы, с другой – выйти на уровень абстракции, не занимаясь фиксацией реальности (этот процесс оставлен фотографии), но творя некоторую надстройку над ней. Дихотомия иллюзии и реальности в бескамерной фотографии переосмысляется в эру постфотографии. В художественной практике Жоана Фонткуберты – великого мистификатора мира фотографии – помимо фотоизображений реалистичных, но несуществующих предметов, есть проект «Пейзажи без памяти» (2002‑2004), в котором фотореалистичные пейзажи собраны компьютерной программой из картин классиков мировой живописи. Практика компьютерной генерации изображения, казалось бы, не может быть сопоставлена с практикой фотограммы, которая представляет собой буквально апелляцию к непосредственному опыту восприятия объекта – как бы «возврат к самим вещам». Однако эти процессы могут быть соотнесены не с позиции воспринимающего или созидаемого, но с позиции созидателя или «созидающей технологии».

Ключевые слова: Фонткуберта, постфотография, фотограмма, пейзаж, сюрреализм.


Полный текст:

PDF

Литература


Averyanova, O. (2019). Photography as an art material. Experiments of the avant-garde. Iskusstvoznanie, 3, 272‑293. (In Russian)

Averyanova, O. (2017). Photography as an art material. Man Ray’s methods of manipulating photographic reality: Combining practices. Dekorativnoe iskusstvo i predmetno-prostranstvennaya sreda, 3, 204‑222. (In Russian)

Batchen, G. (2005). Joan Fontcuberta: Landscapes without memory. Aperture Press.

Bazin, A. (1967). What is cinema? University of California Press.

Feustel, M. (2011). Interview with Joan Fontcuberta. http://www.marcfeustel.com/interview-with-joan-fontcuberta

Haus, A. (1980). Moholy-Nagy. Thames and Hudson.

Keller, P. (2011). Joan Fontcuberta’s landscapes – Remapping photography and the technological image. Journal of Spanish Cultural Studies, 12(2), 129‑153.

Krauss, R. (2003). The originality of the avant-garde and other modernist myths. (A. Matveeva, K. Kistyakovskaya, & A. Obukhova, Trans.). Khudozhestvennyy zhurnal. (In Russian)

Moholy-Nagy, L. (2003). A new instrument of vision. In L. Wells (Ed.), The Photography Reader (92‑96). Routledge.

Schwartz, J. M., & Ryan, J. R. (2003). Picturing place: Photography and the geographical imagination. I. B. Tauris.

Shik, I. (2019). The world of phantoms: Automatism in experimental surrealist photography. Novoe Iskusstvoznanie, 4, 42‑51. (In Russian)

Virilio, P. (2004). The vision machine. (A. V. Shestakov, Trans.). Nauka. (In Russian)


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018