О ДЕЙСТВУЮЩЕЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ НА БАЗЕ ПОНЯТИЯ «АРХИТЕКТОНИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ» (М.М. БАХТИН)
Аннотация
Изменения, происходящие сегодня в отечественном образовании «для всех» (цифровизация/платформизация), не отменяют значимости образовательной тематики как широкого социо-культурного проекта будущего, но актуализируют целеполагание всей этой сферы – как «образования человека», открывая новые направления поисков гуманистической образовательной модели. Определенный круг идей русской философской эстетики конца XIX – начала XX вв., имеющих значение «цивилизационного кода» и сыгравших заметную роль в образовательных новациях в нашей стране в 90-е годы ХХ века, – рассматривается в статье как ценность в построении актуальной образовательной модели в новых условиях цифровой трансформации в новых условиях цифровой трансформации. Создание такой модели в статье обусловливается необходимостью для практики формируемого эстетическим сознанием целостного знания об «образовании человека». В качестве одного из концептуальных оснований действующей образовательной модели предлагается рассмотреть понятие об «архитектоническом центре эстетического видения» М. М. Бахтина. Как ориентир и творческое начало это отвечало бы: А. Внутренней для культуры детства потребности роста, развития, «возрастания». Б. Ситуации нарождающейся новой социальной реальности цифровых платформ (особенно, с точки зрения её рисков). Цель статьи: показать возможность формирующей замысел целого образовательного пространства «эстетики образования», исходя из предметного представления «архитектонического центра эстетического ви́дения» (включая вариант «эстетики образования» в виде соответствующих цифровых образовательных платформ). В статье утверждается, что концептуальная значимость понятия «архитектонического центра эстетического ви́дения» отвечает также современным проектным задачам в образовании (создания соответствующей обучающей «цифровой платформы», максимально приближенной к содержанию, смыслу и целям «образования человека»), открывает перспективу преодоления пределов одних лишь технических/технологических образовательных задач, прокладывает путь к более успешным практикам в области «воспитания».
Ключевые слова: архитектонический центр эстетического видения, эстетика образования, действующая образовательная модель, цифровая платформа
Полный текст:
PDFЛитература
Bahtin, M. M. (2003). To the philosophy of action. M. M. Bakhtin. Sobr. op. in 7 vols. T. 1. Philosophical aesthetics of the 1920s. M.: Russian dictionaries; Languages of Slavic culture, 2003. 957 p. pp. 7 – 68 (in Russian)
Bibler, W. S. (1998). Consciousness and thinking: philosophical premises. Philosophical Assumptions of the School of Dialogue of Cultures. Under total ed. V. S. Bibler. M.: ROSSPEN 1998. 216 p. P.13 – 87 (in Russian)
Dahl, W. I. (1905). Explanatory dictionary of the living Great Russian language. 3rd ed. ed. I. A. Baudouin de Courtenay. T.2. I - O. Edition of the partnership M. O. Wolf. Saint Petersburg - Moscow. 1905. S. 794 (in Russian)
Dlugach, T. B. (2009). Kant. Third Criticism. Philosophical Sciences. No. 7. 2009. P. 5 – 24 (in Russian)
Gibbs, A. (2021). Coming into Life with Education: Definitions, Difficulty and Meaningfulness in Conceptual Aesthetics. Philosophical Inquiry in Education, 28 (2021), no. 1, pp. 12–25. https://doi.org/10.7202/1079431ar
Motroshilova, N. V. (2017). Modern Corrections to Understanding the Theories of Dialogue and Their Application in the Life World (Experience in the Sociology of Cognition). Philosophy issues. No. 3. 2017. S. 23 – 37 (in Russian)
Neretina, S. S. (2018). V. S. Bibler and zero time. Philosophy issues. No. 9. P.154 – 160 (in Russian)
Sazina, I. V. (2009). Aesthetic paradigm of education. Introduction to the problem statement. Saratov: Nauka Publishing House LLC. 2009. 233 p. (in Russian)
Zenkovsky, V. V. Zen'kovskij V. V. Istoriya russkoj filosofii. — M.: Akademicheskij Proekt, Raritet, 2001. — 880 s. (in Russian)
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018