ПОСТСОВЕТСКАЯ ЭСТЕТИКА. РАЗРЫВ НАРРАТИВА И ЕГО ХУДОЖЕСТВЕННАЯ РЕФЛЕКСИЯ
Аннотация
Данная статья затрагивает проблему постсоветской эстетики как формы художественной рефлексии и делает попытку описать виды эстетических практик, появившихся в этом контексте. Взаимоотношения человека и его жизненного пространства – города – рассматриваются через призму отношений читателя и текста в понимании Сартра. Человек и город находятся в непрерывном взаимодействии, связаны друг с другом и взаимообусловлены. Основными моментами, вокруг которых строится рассуждение, выступают смысловая пустота как разрыв исторического нарратива, который читается в облике города, вызывая тревогу, и контрапунктные элементы как непосредственное вещественное выражение этой пустоты – объекты, с которыми в своей повседневности сталкивается человек. Они, обладая своей интенсивной атмосферой в понимании Бемэ, навязывают субъекту в присутствии состояние вырванности из времени, вынуждая на себя реагировать. Темпоральный разрыв в атмосфере городских пространств, таким образом, объединяется с внутренним миром людей, там обитающих. И эмоции атмосферы городского пространства: тоска, ностальгия, потребность в надежде на будущее, – проживаются как эмоции людей и становятся материалом для художественной рефлексии. Эстетические практики, корнем которых выступает эта реакция, в данном контексте рассматриваются как постсоветские. Выделяется три главных направления эстетической рефлексии, которые описываются через соотнесение со смысловой пустотой: рефлексия самой заброшенности в пространство этой пустоты; фантазийное пересечение ее из настоящего в прошлое в форме ностальгической мимикрии; фантазийное пересечение ее из прошлого в настоящее через формирование воображаемого «будущего, которое так и не наступило» в виде реабилитации надежды и энтузиазма. Каждое из этих направлений имеет свою собственную атмосферу и эмоциональное содержание: тоска и утрата, теплая ностальгия или энтузиазм. Постсоветская эстетика через эмоциональную и в широком смысле художественную рефлексию над заброшенностью человека в контрапунктное пространство стремится заполнить пустоту, сгладить исторический разрыв. В этом процессе обретается новая художественная субъектность, расширяя представления постсоветского человека о самом себе и об окружающем его пространстве, не только заполняя пробел в его идентичности, но и выходя за его пределы – создавая материал для идентичности новой.
Ключевые слова: эстетика, постсоветский, атмосфера, рефлексия, панельная архитектура, ностальгия, темпоральность, идентичность
Полный текст:
PDFЛитература
Böhme, G. (2019). "Atmosphere" as the Fundamental Concept of a New Aesthetics. Gernot Böhme. METAMODERN. Retrieved January 10, 2023, from https://metamodernizm.ru/atmosphere-and-a-new-aesthetics/ (In Russian)
Deryugina, D., & Andreeva, D. (2021). Комсомольск (komsomolsk) Five-story building. Genius. Retrieved January 10, 2023, from https://genius.com/artists/Komsomolsk
Luhn, A. (2015). Russia's musical New Wave embraces soviet chic. The Guardian. Retrieved January 10, 2023, from https://www.theguardian.com/world/2015/jul/29/russias-musical-new-wave-embraces-soviet-chic
Luzin, M. (2021). Urban Outskirts' Aesthetics - "russian nowhere" by Pavel Otdel'nov. Yeltsin Tsentr. Retrieved January 10, 2023, from https://yeltsin.ru/news/estetika-gorodskih-okrain-russkoe-nigde-pavla-otdelnova/ (In Russian)
Ryabikova, V. (2021). Panel buildings, post-Soviet Music, hardcore depression - welcome to the world of Russian doomers. Russia Beyond. Retrieved January 10, 2023, from https://www.rbth.com/lifestyle/333341-welcome-to-the-world-of-russian-doomers (In Russian)
Sartre, J.-P. (1999). Why Write? In What is Literature? essay, Ufa: Poppuri.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018