СОВРЕМЕННЫЙ ЭСТЕТИК В МЕЖДИСЦИПЛИНАРНОЙ КЛЕТКЕ
Аннотация
С расширением областей изучения должны расширяться и компетенции изучающего. Эстетика, занимающаяся весьма абстрактными понятиями, постепенно переориентируется на чувственное восприятие, до сих пор прибывающее в статусе вторичного компонента эстетического опыта. В связи с этим в рамках исследований эстетики некоторая повседневная практическая деятельность начинает приобретать вид научного эксперимента. Но эстетик не химик, кроме тела нет у него других инструментов познания. Только его он может смешивать с окружающим миром. В статье предлагается рассмотреть отношения эстетика с творческой деятельностью, характер которых пребывает в основном в поле теоретического дискурса. Поднимается вопрос о том, может и должен ли философ становиться художником, чтобы обогатить знания эстетики об искусстве, которое делит с ней территорию форм прекрасного и вопросов идейной сущности жизни. По-иному взглянуть на искусство, обращаясь не к конечному его продукту, а непосредственно к процессу создания представляется автору возможным через частные случаи известных художников. Работы Энди Уорхола становятся ярким примером синтеза междисциплинарных исканий и социальной повестки второй половины XX века. Творивший до него Барнетт Ньюман не менее влиятелен в сфере искусства, которая не ограничивает его профессиональные интересы. Вступая в конфликт с эстетикой, он слишком походит на её представителя. Параллельно со значимыми моментами их жизненных путей затрагиваются понятия философа, универсального человека, гения, которые, по мнению автора, способны служить ориентирами в процессе формирования потенциальной модели существования современного эстетика. Отдельное внимание уделяется феномену полиматии. Междисциплинарность внутри научного знания – возможно, то, о чём необходимо вспомнить новому эстетику. Фигуру полимата вполне можно считать прообразом эстетика, рассматривающего мир на 360 градусов. Ей посвящает целую книгу британский историк культуры Питер Берк, основные тезисы которой также освещаются в тексте. Летать или не летать – ключевое противоречие, завершающее размышления автора. Сможет ли разрешить его современный эстетик? Способен ли он вернуться к телу, чувствующему и творящему – вопрос ближайшего будущего. Главное – он поставлен.
Ключевые слова: эстетик, практика, искусство, универсальный человек, междисциплинарность, полимат
Полный текст:
PDFЛитература
Burke, P. (2020). The Polymath: A Cultural History from Leonardo da Vinci to Susan Sontag. Yale University Press.
Darenskaya, V. N. (2020). “Cultural and Historical Content of the Homo Universalis Concept.” Research Result. Social Studies and Humanities, 6 (1), 46-58. (In Russian)
Kant, I. (1994). The Critique of Judgment. Rus. Ed. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)
Kierkegaard, S. (2011). Either – Or. Fragment of life: in 2 parts. Rus. Ed. Saint-Petersburg: Amphora Publ. (In Russian)
Newman, B., & Strick, J. (1994). The Sublime Is Now: The Early Work of Barnett Newman. New York: PaceWildenstein.
The Barnett Newman Foundation. Chronology. Retrieved from http://www.barnettnewman.org/artist/chronology (accessed 11.12.22)
Thoreau, H. D. (1979). Walden or Life in the Wood. Rus. Ed. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)
Warhol, A. (2002). The Philosophy of Andy Warhol (From A to B and Back Again). Rus. Ed. Moscow: D. Aronov Publ. (In Russian)
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018