МИР ВЕЩЕЙ И ИСКАЖЕНИЕ ФОРМ В ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРАКТИКАХ СОВРЕМЕННОСТИ
Аннотация
В статье рассматриваются вопросы эстетики повседневности. Современная культурная ситуация характеризуется активизацией процессов эстетизации всех форм жизни: ландшафта, быта, праздников, интерьера, рекламы, флористики, моды, общения – вся сфера деятельности человека, в том числе и экономическая, строится и оценивается по эстетическим принципам. Эти процессы особенно остры и актуальны в контексте жизни нашего города, обладающего своими традициями, особым эстетическим обликом, собственным стилем и духом, которые и позволяют называть его культурной столицей. Критическое отношение к вещам не только как к функциональным объектам, но и трансляторам определенных ценностей общества, которое их создало, позволяет выявить, с одной стороны – увлечение «эстетизацией», а с другой – повышенный интерес к искаженным формам эстетического. Постмодернизм в искусстве давно сбросил с пьедестала такие понятия как «гармония», «красота», «совершенство». Их место заняла когорта «обыденного», «безобразного», «пустого», «искаженного» и т.д. Однако этот процесс пошел и дальше: сегодня повседневная жизнь наполнена формами, лишенными гармонии. Искаженные образы людей в рекламе и комиксах, уродливые книжные иллюстрации и герои анимации, виртуальные чудовища и «милые монстры» стали обыденностью, на которую редко обращают внимание. При этом мир чудовищ всегда являлся неотъемлемой частью любой культуры: образы дэвов, джиннов, ёкаев и прочей нечисти сохранились не только в устной традиции, но и в декоративно-прикладном искусстве, скульптуре, росписях, текстах. Однако в традиционной культуре их присутствие всегда носило обучающий, предостерегающий характер. Сегодня же использование образов чудовищ не связано ни с религиозным культом, ни с этическими нормами. Напротив, происходит неконтролируемое проникновение искаженных эстетических образов в игры, визуальный ряд виртуального пространства, в мир повседневности.
Ключевые слова: эстетическая форма, безобразное, постмодернизм, практическая эстетика, прикладная эстетика, повседневность, вещьПолный текст:
PDFЛитература
Baudrillard, J. (2001). The System of Objects. Rudomino (In Russian)
Ivanova, I.Y. (2012). Modern grotesque and the poetics of the absurd in the conditions of hyperception . Scientific notes of the russian state social university 10 (110), 156-158 (In Russian)
Kalmykov, N.A., Petushkova, G.I. (2017). Aesthetics of the ugly as an actual trend in the art and fashion of modernity // Science in the modern information society. Materials of the XII International Scientific and Practical Conference of the 1st Kosygin Russian State University. Volume 1., 7-10. (In Russian)
Karymova, S.M. (2010). Features of being a thing in traditional culture. Barnaul. (In Russian)
Pogudina, T.V (2019). Ugly as an art object //Proceedings of Tula State University. Humanities. . No. 1, 94-103. (In Russian)
Sholomova, T.V. (2010). Physical inferiority as a moral and aesthetic problem in contemporary art // Kazan Science, No. 8, 397-400. (In Russian)
Voronova, N.I. (2018). The impact of digital technologies on art: cooperation and confrontation. Digital society as a cultural and historical context of human development. 90-95 (In Russian)
Yu, L.( 2022). Aesthetics of the ugly in postmodernism (V. Sorokin's novels "Blue Fat" and Mo Yan's "The Land of Wine") // Litera. No. 11. (In Russian)
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018