ЭСТЕТИЧЕСКОЕ СВОЕОБРАЗИЕ ФИЛЬМОВ АНДРЕЯ ТАРКОВСКОГО
Аннотация
В статье автор анализирует эстетические особенности творчества выдающегося российского режиссера Андрея Тарковского. Фильмы Тарковского – это, прежде всего, мучительный поиск ответов на важнейшие общечеловеческие вопросы, получившие в отечественной культуре название «проклятых». Режиссер опирается на идеи русских религиозных мыслителей и вместе с тем транслирует общечеловеческие ценности. Исходя из концепции цельного знания, Тарковский прибегает не только к рациональным, но и к мистическим средствам познания действительности, постоянно используя в своих фильмах символы, метафоры и аллегории. Его образы загадочны, реальность смешивается с фантазией и чудесами, сюжеты нелинейные, а события подчинены особому чувству времени. В основе эстетической концепции режиссера лежит идея духовного единства человека и природы. Природа в его фильмах показана как совершенное существо, насквозь пронизанное духом, превосходящее человека в своей мудрости и могуществе. Человеку в силу своей ограниченности и одновременно свободы воли свойственно совершать ошибки. Именно человек несет ответственность за все, что происходит в мире. Режиссер обличает технократический характер современной цивилизации, раскрывая губительные для всего живого последствия применения научного разума, лишенного нравственного содержания, и техники с целью захвата действительности. Чувством, способным изменить отношение человека к миру, является любовь. Тема любви в самых разных ее проявлениях является ключевой во всех картинах режиссера. Выживание человечества Тарковский связывает с осознанием величия духа и силы жертвенной любви, при этом каждый человек должен начать духовное перерождение с самого себя.
Ключевые слова: эстетика, русская религиозная философия, символизм, мистика, единство человека и природы, духовные ценности, жертвенная любовь
Полный текст:
PDFЛитература
Abramov, N. (1971). Dialogue with A. Tarkovsky about Science Fiction on the Screen. Screen 1970‑1971 (pp. 162‑165). Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)
Banionis, D. (1989). Introduction to the Unknown. In M. A. Tarkovskaya (Ed.), About Tarkovsky (131‑139). Moscow: Progress Publ. (In Russian)
Berdyaev, N. A. (1994). The Philosophy of the Free Spirit. Moscow: Respublika Publ.
Ern, V. F. (1991). Essays. Moscow: Pravda Publ. (In Russian)
Karsavin, L. P. (1993). East, West and the Russian Idea. In Works (pp. 157‑216). Moscow: Raritet Publ. (In Russian)
Khomyakov, A. S. (1900). Regarding the Excerpts Found in the Papers of
I. V. Kireevsky. In Collected Works. Volume I (pp. 263‑284). Rus. Ed. Мoscow: University Printing House Publ. (In Russian)
Kireevsky, I. V. (1979). On the Necessity and Possibility of New Beginnings for Philosophy. Aesthetics and Criticism (pp. 293‑332). Rus. Ed. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)
Kofyrin, N. (2022). ‘Solaris’ of our Conscience. Retrieved from http://blog.nikolaykofyrin.ru/?p=590. (In Russian)
Lebedev, A. V. (1989). Fragments of Early Greek Philosophers. Moscow: Nauka Publ, 1989. (In Russian)
Losev, A. F. (2014). Russian Philosophy. In E. A. Tahoe‑ Godi (Ed.), Alexey Losev in the Era of the Russian Revolution: 1917‑1919 (pp. 233‑273). Moscow: Modest Kolerov Publ. (In Russian)
Ouspensky, P. D. (1916). Tertium Organum: The Key to the Mysteries of the World. Petrograd: N. P. Taberio Publishing House. (In Russian)
Salvestroni, S. (2012). Andrei Tarkovsky’s Films and Russian Spiritual Culture. Moscow: Biblejsko‑ Bogoslovskij Institut Svyatogo Apostola Andreya Publ. (In Russian)
Solonitsyn, A. (2016). ‘Andrey Rublev’: The Life and Fate of a Masterpiece of Cinema. Retrieved from https://pravoslavie.ru/96427.html. (In Russian)
Solovyov, V. S. (1990). Poetry of F. I. Tyutchev. Poems. Aesthetics. Literary Criticism (pp. 105‑121). Moscow: Kniga Publ. (In Russian)
Tarkovskaya, M. A. (2006). Fragments of the Mirror. Moscow: Vagrius Publ. (In Russian)
Tarkovsky, A. (1994). Andrey Tarkovsky: The Beginning… and the Ways: (Memoirs, interviews, lectures, art.). Moscow: VGIK. (In Russian)
Tarkovsky, A. A. (1967). Sculpting in Time. Retrieved from http://www.tarkovskiy.su/texty/vrema/vrema6‑3.html. (In Russian)
Tumanov, B. (2016). Philosophy of Mind and Body in Andrei Tarkovsky’s Solaris. Retrieved from https://www.euppublishing.com/doi/10.3366/film.2016.0020.
(In Russian)
Turovskaya, M. I. (1991). Seven and a Half, or the Films of Andrei Tarkovsky. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)
Zanussi, K. (1991). Remembering Andrei Tarkovsky. In A. M. Sandler (Ed.), The World and the Films of Andrei Tarkovsky (pp. 382‑391). Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018