РОССИЙСКАЯ ЭСТЕТИКА МЕЖДУ НОВЫМИ И СТАРЫМИ ОРИЕНТИРАМИ
Аннотация
В статье рассматривается взаимодействие российской эстетики с европейскими эстетическими теориями в современном социально-историческом контексте. Отмечается, что она обретала свое лицо внутри европейской традиции, погружаясь в экзистенциальное, этическое самосознание российской культуры. После советского периода изоляции от западной постструктуралистской, феноменологической и герменевтической эстетики отечественная эстетика первой четверти XXI в. переместилась сначала в поле постмодернизма, а затем актуальных концепций чувственного опыта и всеобщей эстетизации. Она пропустила фазу развития европейской эстетической мысли, представленную философией французского и немецкого экзистенциализма: экзистенциальных поисков личности, ответственности за моральный выбор, антагонизма элитарной и массовой культуры. В XXI в. общей мировой тенденцией концептуализации эстетики стало обсуждение предмета эстетики. Роль ведущего направления в самоопределении эстетики приобрела трактовка эстетического как интенсивности чувственного самоощущения индивида при непосредственном соприкосновении с вещественным миром. При этом образ реальности утрачивает символическое измерение и способность к развитию. В статье анализируются и сопоставляются две трактовки предмета эстетики: как чувственного опыта индивида и как чувственно-сверхчувственного, эмоционально-ценностного отношения к миру. Делается вывод, что для развития российской эстетики в сложившемся в настоящее время социальном контексте важно современное осмысление идейных традиций самосознания отечественной культуры, разработка фундаментальных проблем включенности эстетики в систему исторического мировоззрения, обогащение актуальной эстетики смыслами экзистенциальной философии, исследование современных ракурсов взаимосвязи этического и эстетического в искусстве. С этих позиций российская эстетика может включиться в мировую дискуссию об определении предмета эстетики.
Ключевые слова: предмет эстетики, культурный контекст, чувственность, ценности, экзистенциальные смыслы
Полный текст:
PDFЛитература
Akindinova, T. A. (2006). Hermann Cohen als moderner Philosoph. Annaehrungen: Polen – Deutschland. 1 (42) Wroclaw. (In German)
Dufresne, M. (2014). Introduction: Aesthetic Experience and Aesthetic. In Phenomenology of Aesthetic Experience (E. V. Zolotukhina- Abolina, Trans.). Rus. Ed. Horizon, 3(2). Retrieved from https://vk.com/away.php?to=https%3A%2F%2Fcyberleninka.ru&cc_key = Сyberleninka.ru. (In Russian)
Herder, I. (1977). The Idea of Philosophy and the History of Mankind. Rus. Ed. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)
Humbrecht, H. U. (2018). After 1945. Latency as a Source of the Present (K. Golubovich, Trans.). Rus. Ed. Moscow: Novoe Literaturnoe Obozrenie Publ. (In Russian)
Jaspers, K. (1994). The Meaning and Purpose of History. Rus. Ed. Moscow: Respublika. (In Russian)
Rancier, J. (2007). Aesthetic Unconscious (V. E. Lapitsky, Trans.). Rus. Ed. Saint-Petersburg: Izdatel’stvo Evropejskogo Universiteta v Sankt- Peterburge. (In Russian)
Rancier, J. (2004). The Distribution of the Sensible (V. E. Lapitsky, Trans.). Rus. Ed. Saint Petersburg: Izdatel’stvo Evropejskogo universiteta v Sankt-Peterburge. (In Russian)
Yampolsky, M. B. (2018). Without a Future. Culture and Time. Rus. Ed. Saint-Petersburg; Poryadok Slov. (In Russian)
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018