“ПРОЩАЙ, МОЯ НАЛОЖНИЦА” (1993) ЧЭНЬ КАЙГЭ: АНДРОГИННОСТЬ В КИТАЙСКОЙ КУЛЬТУРЕ
Аннотация
Фильм Чэнь Кайгэ «Прощай, моя Наложница» (1993) представляет собой сложное хитросплетение различных кодов китайской культуры: фильм затрагивает большой временной промежуток истории Китая в XX веке (от спокойных дней Китайской Республики до кровавой Культурной революции). В центре событий находятся три главных героя: два певца китайской оперы (Чэн Деи и Дуань Сяолоу) и бывшая проститутка (Цзюсянь). Роли Дуань Сяолоу (в опере он выступает как «Император») и Цзюсянь предельно ясны в этом фильме: конвенциональная семейная пара, он — традиционно маскулинная фигура, она — традиционно феминная. Он — Ян, она — Инь. Но вот другой артист, Чэн Деи (в опере — «Наложница»), не занимает никакой привычной, традиционной позиции. Он не просто друг одного, враг другой. Он что-то между ними. Чэн Деи является соединением, сплавом Цзюсянь и Дуань Сяолоу, он сочетает в себе маскулинное и феминное. И таким сплавом он является не случайно, так как он репрезентирует собой отношения главных героев и является необходимым элементом в этих отношениях. В статье совершается попытка на основе китайской философии, в частности, на основе учения об Инь и Ян, разобраться с понятиями «андрогинности», «маскулинности» и «феминности» в китайской культуре. Цель работы — посмотреть, применимо ли понятие «андрогинности» к данному фильму и к культуре, разобрать натуру главного персонажа — Наложницы.
Ключевые слова: Чэн Кайгэ, андрогинности, гендер, феминность, маскулинность, Инь и Ян, китайская философия, кинематограф Китая.
Полный текст:
PDFЛитература
Britannica, T. Editors of Encyclopaedia (2022, September 9). androgyny. Encyclopedia Britannica. Retrieved from https://www.britannica.com/topic/androgyny
Eyler, A. E. & Wright, K. (1997). Gender Identification and Sexual Orientation Among Genetic Females with Gender-Blended Self-Perception in Childhood and Adolescence. International Journal of Transgenderism. Retrieved from https://cdn.atria.nl/ezines/web/IJT/97-03/numbers/symposion/ijtc0102.htm
Honig, E. (2003). Socialist Sex: The Cultural Revolution Revisited. Modern China, 29(2), 143–175. Retrieved from http://www.jstor.org/stable/3181306
Morgan, K. P. (1982). Androgyny: A Conceptual Critique. Social Theory and Practice, 8(3), 245–283. Retrieved from http://www.jstor.org/stable/23556551
Nie, M. (2016). “Yin” and “Yang”, and the Hot and the Cold. Frontiers of Philosophy in China, 11(1), 73–87. Retrieved from http://www.jstor.org/stable/44157799
Non-Binary Inclusion. (n.d.). Retrieved 27 September 2022, Retrieved from https://lgbt.foundation/who-we-help/trans-people/non-binary
Tang, Z. (1995). Confucianism, Chinese Culture, and Reproductive Behavior. Population and Environment, 16(3), 269–284. Retrieved from http://www.jstor.org/stable/27503398
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018