ВОЗМОЖНОСТИ ОСМЫСЛЕНИЯ ТВОРЧЕСТВА Ё. ЁСИДЫ: ФЕНОМЕН «ВЫХОДА В ПУСТОТУ» В КИНЕМАТОГРАФЕ
Аннотация
В статье рассматривается проблематика феномена пустоты в кинематографе на примере фильмографии Ёсисигэ Ёсиды. Кинематографические приемы, использованные режиссером, принято интерпретировать исходя из его принадлежности к новой японской волне, то есть через призму политики и эротики. Однако такой подход упускает новаторство Ёсиды, связанное, прежде всего, с нарративными стратегиями его фильмов. Автор статьи предлагает рассматривать эволюцию способа темпоральной и пространственной репрезентации Ёсиды с помощью феномена пустоты. Так, опираясь на работы Ж. Делеза, М. Хайдеггера и Ж.-П. Сартра, в тексте выводится три типа репрезентации пустоты: «пустая натура», отсылающая к кинематографу Я. Одзу; «какое-угодно-пространство», связанное с работами М. Антониони; «выход в пустоту» в качестве последнего и наиболее полно воплощающего в себе стратегию Ёсиды по созданию ненарративного кино.
Ключевые слова: Кино, Ё. Ёсида, Я. Одзу, М. Антониони, пустота, ничто, эстетика, кинотеория
Полный текст:
PDFЛитература
Aronson, O. (2007). Communicative image. Moscow: Novoe Literaturnoye Obozreniye Publ. (In Russian)
Barthes, R. (2004). The Empire of Signs. Rus Ed. Moscow: Praxis Publ. (In Russian)
Barthes, R. (2017). Cher Antonioni. Retrieved from https://cineticle.com/barthescherantonioni/
Bordwell, D. (1994). Ozu and the Poetics of Cinema. Princeton University Press Publ.
Bowie, H. (1951). On the Laws of Japanese Painting. Cambridge: Paul Elder and Company Publ.
Burch, N. (1979). To the Distant Observer – Form and meaning in the Japanese cinema. California: University of California press.
Conrad, N. (1974). Japanese literature. Rus. Ed. Moscow: Nauka Publ. (In Russian)
Deleuze, G. (2004). Cinema. Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Publ. (In Russian)
Deleuze, G. (2011). Logic of Meaning. Rus. Ed. Moscow: Academicheskiy proect Publ. (In Russian)
Eco, U. (2004). The Open Work. Rus. Ed. St. Petersburg: Academicheskiy Proect Publ. (In Russian)
Foucault, M. (1977). The Order of Things: An Archaeology of the Human Sciences. Rus. Ed. Moscow: Progress Publ. (In Russian)
Gens, I. (1988). Challenged. Japanese film directors of the 60s and 70s. Moscow: Iscusstvo Publ. (In Russian)
Heidegger, M. (1989). The Fundamental Concepts of Metaphysics: World, Finitude, Solitude. Rus Ed. St. Petersburg: Vladimir Dal’ Publ. (In Russian)
Heidegger, M. (1993). Time and Being: Articles and Speeches. Rus Ed. Moscow: Respublika Publ. (In Russian)
Iamploski, M. (2009). Openness as uncertainty. Retrieved from https://seance.ru/articles/otkrytost-kak-neopredelennost/ (In Russian)
Karnauh, V. (2010). To the aesthetics of “slow” in modern cinema. Retrieved from https://cineticle.com/k-estetike-medlennogo/ (In Russian)
Richie, D. (1964). Yasujiro Ozu: The Syntax of His Films. Film Quarterly, 17 (2), 11-16.
Richie, D. (1974). Ozu: His Life and Films. California: University of California Press Publ.
Sartre, J.-P. (2000). Being and Nothingness. Rus Ed. Moscow: Respublika Publ. (In Russian)
Shrader, P. (2018). Transcendental Style in Film: Ozu, Bresson, Dreyer. California: University of California Press Publ.
Thompson, K. (1976). Space and Narrative in the Films of Ozu. Screen, Vol. 17 (2), 41-73.
Yoshida, K. (2003). Ozu’s Anti-Cinema. Michigan Monograph Series in Japanese Studies, 49, 805-807.
Yoshida, K. (2008). Fear of space. Positif, 8, 569-570.
Yoshida, K. (2010). My Theory of Film: A Logic of Self-Negation. Review of Japanese Culture and Society, 22, 104-109
Zdemirov, D. (2011). Eros + Mascare. Retrieved from https://cineticle.com/erosu-purasu-gyakusatsu/ (In Russian)
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018