«БОЕВИКОВЫЙ» ЭПИЗОД В ФИЛЬМЕ А. КУРОСАВЫ «КРАСНАЯ БОРОДА» (1965) (ОБ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПАХ ЯПОНСКОГО РЕЖИССЕРА)
Аннотация
У многих крупных художников есть не только собственный стиль, но и свои излюбленные сюжеты, приемы, повторяющиеся «сквозные» темы, которые возникают во всем их творчестве или прослеживаются в отдельные его периоды. В данном очерке высказаны замечания о «боевиковой» сцене, показательной для кинорежиссера Акиры Куросавы — одного из самых именитых японских художников прошлого столетия. Куросава начал свой путь с создания фильмов о боевых искусствах. В 1948 г. он поставил фильм «Пьяный ангел», ставший его первой работой с Тосиро Мифунэ, которого называют актером Куросавы. Период их сотрудничества продлился с 1947 по 1965 гг., Мифунэ сыграл роли во многих историко-психологических картинах Куросавы: это детективы, социальные драмы, боевики, самурайское кино, со сценами сражений, поединков, с драками и перестрелками. В фильме «Красная Борода» (1965) — последнем произведении А. Куросавы с участием Т. Мифунэ — главный герой Ниидэ (прозванный Красной Бородой) в исполнении Мифунэ также применяет боевые приемы, хотя эта драма не является ни боевиком, не историческим фильмом о самураях, ни детективом, ни кинофильмом о войне. Это картина о врачах, которые лечат бедных людей. Но сцена в доме терпимости, где Красная Борода расправляется с группой охранников, напавших на него по приказанию содержательницы этого заведения, показательна для стиля Куросавы. Японский режиссер следует своей манере, и боевиковые элементы не только ничего не разрушают, но напротив, подчеркивают героический образ главного героя картины Ниидэ — настоящего борца за жизни людей и за справедливость. В сцене расправы Красная Борода не только ломает руки, ноги и челюсти нападающим на него охранникам, но и переламывает сознание своего помощника — врача Нобуру Ясумото. Молодой герой видит сэнсэя в бою: его старший товарищ не только не побоялся вступить в схватку с супостатами, но и мастерски расправился с превосходящими силами. Куросава показывает, что справедливость должна быть сильной, чтобы она могла защитить себя. Правда должна быть с кулаками! Сцена наказания помещена в финал первой серии и таким образом является срединной — переход от первой части ко второй, от одного состояния главного героя — к иному, когда в душе Нобуру происходит метаморфоза. Включение этого эпизода с дракой в фильме о больнице и врачах, пожалуй, можно назвать особым почерком Aкиры Куросавы, специфической чертой его творчества. Она отражает и общую эстетику кинокартин японского мастера.
Ключевые слова: Акира Куросава, кино, японский режиссер, Тосиро Мифунэ, Сюгоро Ямамото, «Красная Борода», боевик, мужественность, героизм, самурай, приемы, авторский почерк.
Полный текст:
PDFЛитература
Aldouby, H. (2013). Federico Fellini. Painting in Film, Painting on Film. Toronto; Buffalo; London: University of Toronto Press Publ.
Arabov, Yu. (2018). God. In V. Stepanov (Comp.), Bergman (251–259). St. Petersburg: Seans Publ. (In Russian)
Berendenevа, М. S. (2018). “Sacrifice” as one of the key concepts of A. A. Tarkovsky’s individual picture of the world. Sibirskii filologicheskii zhurnal, 2, 157–169. (In Russian)
Burke, F. (2020). Fellini’s Films and Commercials: From Postwar to Postmodern. Bristol; Chicago: Intellect Ltd Publ.
Burke, F. & Waller, M. R. (2002). Federico Fellini: Contemporary Perspectives. Toronto; Buffalo; London: University of Toronto Press Publ.
Burke, F., Waller, M., & Gubareva, M. (Eds.) (2020). A Companion to Federico Fellini. Chichester: Wiley-Blackwell Publ.
Carrera, A. (2019). Fellini’s Eternal Rome: Paganism and Christianity in the Films of Federico Fellini. London; New York: Bloomsbury Academic Publ.
Chuvilyaеv, I. (2020). Akira Kurosawa’s Seven Fetishes: Shadowplay, Trumpeting, and a Bit of Modernism. Iskusstvo kino. Retrieved from https://kinoart.ru/cards/akira-kurosawa-fetishes (In Russian)
Cowie, P. (2010). Akira Kurosawa: Master of Cinema. New York: Rizzoli International Publications Publ.
Desser, D. (1983). The Samurai Films of Akira Kurosawa. London: UMI Research Press Publ.
Dostoevsky, F. М. (1972). Humiliated and insulted. In F. М. Dostoevsky, Polnoe sobranie sochinenii v 30 tomakh, Т. 3 (169–442). Leningrad: AN SSSR, Institut russkoi literatury (Pushkinskii dom) Publ. (In Russian)
Filimonov, V. P. (2012). Andrei Tarkovsky: Dreams and reality about the house (2nd ed.). Мoscow: Моlоdаya gvardiya Publ. (In Russian)
Galbraith, S. (2002). The Emperor and the Wolf: The Lives and Films of Akira Kurosawa and Toshiro Mifune. New York; London: Faber and Faber Publ.
Gens, I. (2005). Russian classics in the work of Kurosawa. Kinovedcheskie zapiski, 75, 198–211. (In Russian)
Gens, I. Yu. (1974). Toshiro Mifune. Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)
Glaubitz, N., Käuser, A., & Lee, H. (Eds.) (2005). Akira Kurosawa und seine Zeit. Bielefeld: Transcript Publ.
Grigor’eva, Т. (1990). “It is easy to enter the world of the Buddha, it is difficult to enter the world of the devil” (Instead of an afterword).
In Krasnaia Boroda: Sbornik (507–523). Мoscow: Radugа Publ. (In Russian)
Grunert, A. (2017). Toshirō Mifune: Between Extravagance and Subtlety. Senses of Cinema, 82. Retrieved from https://www.sensesofcinema.com/2017/feature-articles/toshiro-mifune-between-extravagance-and-subtlety/
Kirillova, N. B. (2021). The Idea of Sacrifice as a “Code” of Andrei Tarkovsky’s Moral Philosophy. Vestnik VGIK, 13 (3), 53–68. (In Russian)
Kirillova, N. B. (2022). Cinema according to Antonioni: from neo-realism to screen existentialism. Vestnik VGIK, 14 (2), 100–111. (In Russian)
Klyueva, L. B. (2017). The principle of mirroring and ways of manifesting the transcendent in A. Tarkovsky’s film “Mirror”.Vestnik VGIK, 9 (1), 76–88. (In Russian)
Kozintsev, G. (1977). Kurosawa has long been a classic. In Akira Kurosava (181–186). Мoscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)
Kozlov, L. K. (1987). Luchino Visconti and his cinema. Мoscow: Vsesoiuznoe biuro propagandy kinoiskusstva Publ. (In Russian)
Kurosawa, А. (1977). Stages of the path. In Akira Kurosava (77–116). Мoscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)
Kurosawa, А. (2022). Toad fat. Something like an autobiography (E. Vaneian & A. Pomelovoi, Trans.). Rus. Ed. Мoscow: Rosebund Publishing Publ. (In Russian)
Lee, H. (2005). Zwischen Tradition und Moderne: Schwertkampf bei Akira Kurosawa. In N. Glaubitz, Käuser, A., & Lee, H. (Eds.). Akira Kurosawa und seine Zeit (63–86). Bielefeld: Transcript Publ.
Libby, B. (2010). Sanshiro Sugata: Kurosawa’s Elegy for the Reluctant Kamikaze. Bright Lights. Film Journal, 31. Retrieved from https://brightlightsfilm.com/sanshiro-sugata-kurosawas-elegy-for-the-reluctant-kamikaze/
Lu, F. G. & Heming, G. (1987). The effect of the film ‘Ikiru’ on death anxiety and attitudes toward death. Journal of Transpersonal Psychology, 19 (2), 151–159.
Lu, F. G. (2005). Personal Transformation Through an Encounter with Death: A Study of Akira Kurosawa’s ‘Ikiru’ on its Fiftieth Anniversary. Journal of Transpersonal Psychology, 37 (1), 34–43.
Manoharan, K. R. (2020). The Courage of Compassion — Akira Kurosawa’s ‘Red Beard’. Offscreen. Eclectic & Serious Film Criticism, 24, 11–12. Retrieved from https://offscreen.com/view/The_Courage_of_Compassion_Akira_Kurosawas_Red_Beard
Martinez, D. (2009). Remaking Kurosawa: Translations and Permutations in Global Cinema. New York: Palgrave Macmillan Publ.
Matveeva, M. P. (2017). Receptions of Russian art in the Japanese culture. Filosofskii polilog, 1, 89–98. (In Russian)
Mitsuhiro, Y. (2000). Kurosawa: Film Studies and Japanese Cinema. Durham, NC: Duke University Press Publ.
Naohito, S. (2017). Perception of the novel “Idiot” in Japan. Filosofskii polilog, 1, 79–88. (In Russian)
Naumann, K. (2018). Das Ende der Welt. Chaos und Wahnsinn in
Akira Kurosawas Ran (1985). In G. Schneider, P. Bär, A. Hamburger, K. Nitzschmann & T. Storck (Eds.). Akira Kurosawa: Die Konfrontation des Eigenen mit dem Fremden (149–162). Gießen: Psychosozial-Verlag Publ.
Naydenovа, V. (1977). The inescapable humanism of Akira Kurosawa. In Akira Kurosava (214–224). Мoscow: Iskusstvо Publ. (In Russian)
Nazirov, R. G. (2005). The tragic beginning in the novel by F. M. Dostoevsky “The Humiliated and Insulted”. In R. G. Nazirov, Russkaia klassicheskaia literatura: sravnitel’no-istoricheskii podkhod. Issledovaniia raznykh let: Sbornik statei (21–36). Ufa: RIO BashGU Publ. (In Russian)
Popov, А. (2018). Bergman and Kierkegaard: Faith, Doubt, Despair. Kinopressa. Retrieved from http://kinopressa.ru/5083 (In Russian)
Prince, S. (1991). The Warrior’s Camera: The Cinema of Akira Kurosawa. Princeton: Princeton University Press Publ.
Richie, D. (1970). The Films of Akira Kurosawa (2nd ed.). Berkeley; Los Angeles; London: University of California Press Publ.
Richie, D. (2002). Irreconciliable Differences / A fascinating Account of Mifune and Kurosawa’s Artistic Partnership and Split. SFGATE, 10. Retrieved from https://www.sfgate.com/books/article/Irreconcilable-differences-A-fascinating-2865620.php
Russell, C. (2002). Men with Swords and Men with Suits: The Cinema of Akira Kurosawa. Cineaste, 22 (1), 4–13.
Russell, C. (2011). Classical Japanese Cinema Revisited. London; New York: Bloomsbury Academic Publ.
Ryzhova, E. (2021). “Trilogy of Faith” by Ingmar Bergman: God’s Silence as Man’s Inner Alienation. Terra aestheticae, 2, 100–121. (In Russian)
Sadoul, G. (1977). From a conversation between Akira Kurosawa and Georges Sadoul. In Akira Kurosava (191–195). Мoscow: Iskusstvо Publ. (In Russian)
Sakaniwa, A. (2017). О About the film “To Live”: A. Kurosawa’s dialogue with the Russian literature. Filosofskii polilog, 1, 99–110. (In Russian)
Salvestroni, S. (2009). Films by Andrei Tarkovsky and Russian Spiritual Culture (T. Shishkova, Trans.). Мoscow: Bibleisko-bogoslovskii institut sv. apostola Andreia Publ. (In Russian)
Salynskiy, D. А. (2009). Film hermeneutics of Tarkovsky. Мoscow: Кvadriga Publ. (In Russian)
Sato, Т. (1988). Cinema of Japan (T. A. Rotenberg & A. G. Fesiun, Trans.). Мoscow: Radugа Publ. (In Russian)
Schneider, G., Bär, P., Hamburger, A., Nitzschmann, K., & Storck, T. (Eds.). (2018). Akira Kurosawa: Die Konfrontation des Eigenen mit dem Fremden. Gießen: Psychosozial-Verlag Publ.
Shikina, A. (2005). Statik und Dynamik in Kriegsschlachten bei Akira Kurosawa. In N. Glaubitz, A. Käuser, & H. Lee, (Eds.), Akira Kurosawa und seine Zeit (51–62). Bielefeld: Transcript Publ.
Shuvalov, A. (2010). Akira Kurosawa. Identification of a humanist samurai (on the centenary of his birth). Snimifilm, 24. Retrieved from http://snimifilm.com/intrevju/akira-kurosava-identifikatsiya-samuraya-gumanista-k-stoletiyu-so-dnya-rozhdeniya (In Russian)
Silver, A. (1977). The Samurai Film. South Brunswick; New York: A. S. Barnes &Co Publ.
Sinitsyn, A. A. (2018a). Federico Fellini’s experience of (re)construction of history: On the motives and innovative principles in “Fellini Satyricon” (On the 50th anniversary of the creation of the motion picture). Acta eruditorum, 29, 69–93. (In Russian)
Sinitsyn, A. A. (2021b). The Aesthetics of the “Armed” Films by Fellini In А. А. Sinitsyn (Ed.), La strada: Kino i kinematografisty Italii (372–418). St. Petersburg: RHGA Publ. (In Russian)
Sinitsyn, А. А. & Sinitsyna, Е. V. (2016). The Harvest of Death in The Seventh Seal by Ingmar Bergman (on the occasion of the 60th anniversary of the creation of the painting). Skandinavskaia filologiia = Scandinavica, 14 (2), 290–309. (In Russian)
Sinitsyn, А. А. (2018b). Seven Figures in Jof’s Vision: Notes on Dödsdansen in the Epilogue of I. Bergman’s Film “The Seventh Seal”. In Sbornik materialov XVIII Sviato-Troitskikh ezhegodnykh mezhdunarodnykh akademicheskikh chtenii v Sankt-Peterburge, 23–26 maia 2018 g. (194–209). St. Petersburg: RHGA Publ. (In Russian)
Sinitsyn, А. А. (2019). Solzhenitsyn contra Tarkovsky: a dispute about the Russian logos, the modernization of history and the principles of artistic depiction of the past. In Russkii logos–2: Modern — granitsy kontrolia. Materialy mezhdunarodnoi filosofskoi konferentsii, Sankt-Peterburg, 25–28 sentiabria 2019 g. (593–613). St. Petersburg: RGPU Publ. (In Russian)
Sinitsyn, А. А. (2021a). Film-archeology of Ancient Rome in “Fellini – Satyricon”. In А. А. Sinitsyn (Ed.), La strada: Kino i kinematografisty Italii (72–123). St. Petersburg: RHGA Publ. (In Russian)
Sirivlya, N. (2018). A person. In V. Stepanov (Comp.), Bergman (271–276). St. Petersburg: Seans Publ. (In Russian)
Solovieva, O. V. (2009). Kurosawa Akira’s ‘The Idiot’: Where the East Meets the West. Journal of Japanese and Korean Cinema, 1 (2), 129–142.
Solovieva, O. V. (2013). Kurosawa Akira’s ‘The Lower Depths’: Beggar cinema at the disjuncture of times. Journal of Japanese & Korean Cinema, 5 (1–2), 37–57.
Stavtseva, О. I. (2018). Shame and the (im)possibility of salvation: a philosophical analysis of I. Bergman’s film “Shame” (To the 50th anniversary of the film). Acta eruditorum, 29, 29–33. (In Russian)
Steiner, E. S. (2011). The Genius of Judo: Kurosawa Begins. Kul’turologicheskii zhurnal, 2, 1–7. (In Russian)
Tucker, J. A. (2013). Dreams, Nightmares, and Green Reflections on Kurosawa and Confucian Humanism. APF Series 1: Philosophizing in Asia, 3, 47–92.
Turovskaya, М. I. (1991). 7½, or Films by Andrei Tarkovsky. Мoscow: Iskusstvо Publ. (In Russian)
Visarius, K. (2018). “Hiter jeder Krankheit streckt ein großes Unglück” «Akahige» (Rotbart, 1965) von Akira Kurosawa. In G. Schneider, P. Bär, A. Hamburger, K. Nitzschmann & T. Storck (Eds.), Akira Kurosawa: Die Konfrontation des Eigenen mit dem Fremden (113–124). Gießen: Psychosozial-Verlag Publ.
Wild, P. (2014). Akira Kurosawa. London: Reaktion Books Publ.
Wu, L.-H. (2008). Truth and Beauty: Confucian Philosophy in the Films of Akira Kurosawa through the Documentary Film Medium. Dissertation. Melbourne: Swinburne University of Technology Publ.
Yamamoto, S. (1990). Redbeard (B. V. Raskin, Trans.). In Krasnaia Boroda: Sbornik (5–206). Rus. Ed. Мoscow: Radugа Publ. (In Russian)
Yurenev, R. N. (1966). Toshiro Mifune. In Aktery zarubezhnogo kino, Vol. 3 (116–137). Moscow: Iskusstvo Publ. (In Russian)
Yurenev, R. N. (1977). Lone rider in the fog. In Akira Kurosava (5–76). Мoscow: Iskusstvо Publ. (In Russian)
Еvlampiev, I. I. (2012). The Artistic Philosophy of Andrei Tarkovsky (2nd ed.). Ufa: ARC Publ. (In Russian)
Каtasonovа, Е. L. (2016). Kurosawa Akira: Samurai with a Russian soul. In Iaponiia 2016. Ezhegodnik, Vol. 45 (273–293). Moscow: AIRO–XXI Publ. (In Russian)
Каtasonovа, Е. L. (2022). Kurosawa Akira: Samurai with a Russian soul. Trudy Instituta istorii, arkheologii i etnografii Dal’nevostochnogo otdeleniia RAN. Iskusstvovedenie, 36, 70–91. (In Russian)
Маlkinа, S. М. (2021). Cinematic aesthetics of emptiness: Michelangelo Antonioni and Kim Ki-duk. In А. А. Sinitsyn (Ed.), La strada: Kino i kinematografisty Italii (293–304). St. Petersburg: RHGA Publ. (In Russian)
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018