«ТРИЛОГИЯ ВЕРЫ» ИНГМАРА БЕРГМАНА: МОЛЧАНИЕ БОГА КАК ВНУТРЕННЯЯ ОТЧУЖДЕННОСТЬ ЧЕЛОВЕКА
Аннотация
В данной статье рассматриваются причины непонимания между людьми, которое возникает вследствие их концентрации на своих внутренних душевных проблемах. Человек в данном контексте понимается как «молчаливый Бог», не способный стать опорой для другого, поскольку сам таковой опоры не имеет. Основой для раскрытия данного вопроса стал цикл фильмов «Трилогия веры» («Сквозь тусклое стекло» («Как в зеркале»), «Причастие», «Молчание») шведского режиссера Ингмара Бергмана. В первой картине молчаливый Бог есть сам человек, который не проявляет любви к своим близким. Во второй части цикла внутренние страдания человека рассматриваются как переходный этап от осознания Бога в качестве трансцендентной субстанции мира к нахождению Бога внутри себя. Заключительная часть «Трилогии» показывает неспособность людей наладить коммуникацию друг с другом по причине их фиксированности на придуманных социальных реалиях. Делается вывод, заключающийся в том, что человек, замыкаясь на своих внутренних проблемах, конструирует вокруг себя незримые духовные барьеры, в рамках которых страдает от одиночества и непонимания самого себя. Надежда героев найти своё спасение за пределами собственной субъективности оборачивается для них великим страданием, а для их родных — испытанием «молчаливого Бога».
Ключевые слова: Бог, молчание, отчужденность, страдание, Бергман, любовь, субъект, субстанция
Полный текст:
PDFЛитература
Bergman, I. (1997). Paintings. Rus. Ed. Moscow: Museum of Cinema Publ. (In Russian)
Bergman, I. (1969). Articles, reviews, scripts, interviews. Rus. Ed. Moscow: Art Publ. (In Russian)
Bergman, I. (1991). An offering to the 70th anniversary. Rus. Ed. Moscow: All-Union. creative.-proc. The “Cinema Center” Publ. (In Russian)
Deleuze, G. (1998). Logic of Sense. Rus. Ed. Moscow: Rarity Publ. (In Russian)
Parina, A. V. & Gulchenko, V. V. (1985). Bergman about Bergman: Ingmar Bergman in theater and cinema. Rus. Ed. Moscow: Raduga Publ. (In Russian)
Ippolitov. A. (1996). Essay. Silence: two Europe. Seans, 13, 190-194. (In Russian)
Zizek, S. (2003). Fragile Absolute, or Why it is worth fighting for the Christian heritage. Rus. Ed. Moscow: Art Magazine Publ. (In Russian)
Kornev, V., & Olshansky, D. (2019). Analysis of the film “As in a Mirror” by Ingmar Bergman. Retrieved from https://www.youtube.com/watch?v=w4LGFDeegNg&list=PLJ9XOC_dwTL4bSnrinsFt3cQ0vkH5XtKG&index=3 (In Russian)
Kornev, V., & Olshansky, D. (2018). Analysis of the film “Silence” by Ingmar Bergman. Retrieved from https://www.youtube.com/watch?v=7FipLTKi0-Q&list=PLJ9XOC_dwTL4bSnrinsFt3cQ0vkH5XtKG&index=8 (In Russian)
Kozhev, A. (2003). Introduction to reading Hegel. Rus. Ed. St. Petersburg: Science Publ. (In Russian)
Movie texts. (2020). Retrieved from http://www.vvord.ru (In Russian)
Sheler, M. (1994). Selected works. Rus. Ed. Moscow: Gnosis Publ. (In Russian)
Jung, K. G. (2001). Psychological types. Rus. Ed. St. Petersburg: Juventa Publ. (In Russian)
Donner, J. (1964). Ingmar Bergman’s personal vision. Indiana: Univ. Press.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018