АННУЛИРОВАНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКИХ ПРИНЦИПОВ В СИТУАЦИОНИСТСКОМ СПЕКТАКЛЕ
Аннотация
Статья ставит целью критическое рассмотрение двух противоположных периодов Ситуационистского интернационала (СИ). Принято считать, что поздний «политический» период стремился идеологически преодолеть ранний «эстетический». В работе, апеллируя к теоретической базе СИ, совершается попытка не просто примирить эти две фазы в свете апроприации движения спектаклем, но и определить особую предварительно разработанную ситуационистами схему, предвосхищающую зрелищную рекуперацию СИ. Согласно данной схеме, составляющей главную гипотезу исследования, несмотря на то, что концептуально зрелищная критика («переворачивание») и её апроприация («рекуперация») являются существенно противоположными, они образуют не дихотомию, а эстетический континуум, находясь в процессе постоянного чередования, где рекуперация движения лишь подкрепляет идеи СИ. В работе проводится последовательный анализ двух периодов СИ на основе изучения ситуационистской критической теории, деконструкция поставленной задачи аннулирования эстетики и предпосылок ситуационистских эстетических практик в свете их зрелищной рекуперации, а также примирение двух периодов посредством теоретического выведения изначально предусмотренной непрерывной петли обратной связи между зрелищной критикой ситуационистов и её рекуперацией спектаклем. В статье использована методология диалектического анализа, выраженная в строении текста, где каждая глава последовательно соотносится с гегельянской триадой. Следовательно, первая часть представляет «тезисную» часть исследования, рассматривающую «эстетический» этап СИ как изначальный культурный объект; во второй части в качестве «антитезиса» анализируется «политическая» стадия движения, отрицающая предыдущую; тогда как третья часть, соответственно, представляет собой синтезированное примирение двух исторических этапов СИ, утверждая гипотезу исследования.
Ключевые слова: эстетическое аннулирование, спектакль, рекуперация, переворачивание, Ситуационистский интернационал, Дебор
Полный текст:
PDFЛитература
Adorno, T., & Horkheimer, M. (2016). Culture Industry: Enlightenment as Mass Deception. Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Press Publ. (In Russian)
Baudrillard, J. (2019). The Committed Crime. The Conspiracy of Art. Rus. Ed. Moscow: Pangloss Publ. (In Russian)
Benjamin, W. (2013). A Small History of Photography. Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Press Publ. (In Russian)
Black, B. (2004). Anarchism And Other Impediments To Anarchy. Rus. Ed. Moscow: Gileya Publ. (In Russian)
Debord, G. (2018). The Situationists and the New Forms of Action in Politics and Art. Articles and Declarations. Rus. Ed. Moscow: Gileya Publ. (In Russian)
Debord, G. (2020). Society of The Spectacle. Rus. Ed. Moscow: Opustoshitel Publ. (In Russian)
Foster, H. et al. (2015). Art Since 1900. Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Press Publ. (In Russian)
Home, S. (1988). The Assault on Culture: Utopian Currents from Lettrisme to Class War. London: Aporia Press & Unpopular Books.
Kurczynski, K. (2020). Art and Politics of Asger Jorn: The Avant-Garde Won’t Give Up. Routledge.
Marcus, G. (2019). Lipstick Traces. A Secret History of the 20th Century. Rus. Ed. Moscow: Gileya Publ. (In Russian)
Marx, K. (2017). Capital. A Critique of Political Economy. Rus. Ed. Moscow: Eksmo Publ. (In Russian)
Merrifield, A. (2015). Critical Biographies. Guy Debord. Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Press Publ. (In Russian)
Plant, S. (2006). The Most Radical Gesture the Situationist International in a Postmodern Age. Routledge.
Situationist International. (2021). On the Poverty of Student Life. Rus. Ed. Moscow: Gileya Publ. (In Russian)
Wark, M. (2008). Fifty Years of Recuperation of the Situationist International. New York: Temple Hoyne Buell Center for the Study of American Architecture.
Wark, M. (2011). The Beach Beneath the Street. London: Verso.
Debord, G., & Sanguinetti, G. (1972). Theses on the Situationist International and Its Time. Situationist International Online. Retrieved from www.cddc.vt.edu/sionline/si/sistime.html.
Smith, P. (1991). “On the Passage of a Few People: Situationist Nostalgia.” Oxford Art Journal, 14 (1), 118-121. Retrieved from www.jstor.org/stable/1360285.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018