Логотип верхнего колонтитула страницы Заголовок страницы


Язык English Русский

РЕДКОЛЛЕГИЯ

РЕДСОВЕТ

ПОЛИТИКА

Партнеры:

 

Базы данных:

 

Размер шрифта

  • Главная
  • О журнале
  • Авторам
  • Контакты
  • Архив
Главная > № 2/8 (2021) > Николаева

“ДОКУМЕНТАЛЬНОСТЬ” М. ФЕРРАРИСА В ФИЛОСОФИИ АРХИТЕКТУРЫ: ВИЗУАЛЬНЫЕ КРИТЕРИИ

Жанна Николаева

Аннотация


Современная теория документальности, о которой идет речь, представляет собой одну из Новых Онтологий и направление в социальной философии и философии искусства. Это направление отличают принципиально новые методологические подходы. Произведение искусства начинает рассматриваться как социальный объект; иными словами — объект социальной реальности. Теория документальности Маурицио Феррариса была впервые описана в «Манифесте нового реализма» (2012). На материале многочисленных публикаций М. Феррариса, отдельных эссе и выступлений рассматриваются особенности архитектурного-проектной деятельности, формирующие, в том числе и визуальный образ. Исследована не только та часть содержания и положений теории, которая касается передачи и перцепции визуального образа архитектурного произведения, где архитектура включена в праксис документирования (записи) социальных структур, но и объектно-ориентированная онтология произведения искусства (сооружения) как такового. Из монографий М. Феррариса «Рациональная эстетика» (1997) и «Архитектура и документальность» (2013), а также нового концепта докумедиального человека (documanity), визуальность, или критерии визуального прочитываются нами через призму концепта пользования, хранения, накопления, избыточности и отчуждения визуально-семантических рядов как способов коммуникации и письма, осуществляемых при помощи архитектуры. Делается вывод о том, что здание визуализирует в основном не концепцию автора, не стиль им выбираемый, не исторический контекст места, а в первую очередь материальные возможности и технологии, а также особенности законодательства своего времени. В работе использована методология новой теории проекта.

 

Ключевые слова: Архитектура, документальность, докумедиальность, М. Феррарис, рациональная эстетика, визуальность.


Полный текст:

PDF

Литература


Andina, T. (2012). Filosofie dell’arte da Hegel a Danto. Roma: Carocci editore.

Armando, A., & Durbiano, G. (2017). Тeoria del progetto architettonico. Roma: Carocci editore

Derrida, J. (2000). De la grammatologie. (Of Grammatology). Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Publ. (In Russian)

Eco, U. (2006). The Absent Structure. Rus. Ed. Saint Petersburg: Symposium Publ. (In Russian)

Ferraris, M. (1997). Estetica razionale. Milano: Cortina.

Ferraris, M. (2010). Ricostruire la decostruzione. Cinque saggi a partire da Derrida. Milano: Bompiani.

Ferraris, M. (2012). Manifesto del nuovo realismo. Roma-Bari: Editori Laterza.

Ferraris, M. (2013). Lasciar tracce: Architettura e documentalità. Milano-Udine: Mimesis.

Ferraris, M. (2014). Documentalita’. perche’ e’ necessario lasciar tracce. Roma-Bari: Editori Laterza.

Ferraris, M. (2017). Prefazione. Il progetto dettato. In A. Armando, & G. Durbiano, Teoria del progetto architettonico (13-24). Roma: Carocci editore.

Ferraris, M. (2021). Documanità. Filosofia del Mondo Nuovo. Roma-Bari: Editori Laterza.

Foucault, М. (2012). The Archaeology of Knowledge. Rus. Ed. Saint Petersburg: Publishing Center “Gumanitarnaja Academia” Publ. (In Russian)

Pirogov, S. (2013a). Horizons of visual research. Bulletin of Tomsk State University, 24(4), 124-131. (In Russian)

Pirogov, S. (2013b). Contours of visual studies of the city. Bulletin of Tomsk State University, 24(4), 59-63. (In Russian)


Ссылки

  • На текущий момент ссылки отсутствуют.


Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018