СТРАТЕГИИ ИНТЕРПРЕТАЦИИ СТИЛЯ И СТИЛИЗАЦИИ
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению подходов к интерпретации стиля и стилизации. Стиль – символическая форма выражения и идентификации творческого Я в диалоге с творческими кредо других субъектов в широком культурном контексте. Стилизация вносит неопределенность в процесс коммуникации, так как скрывает субъектную идентичность за знаковой формой, использующей чужие стилевые образы. Стиль является проектом, направленным в будущее, стилизация имеет вектор из настоящего в прошлое, ориентируясь на актуальный горизонт ожидания. Различие стиля и стилизации предопределяет разные подходы к их интерпретации. Символическая форма стиля подлежит глубинной смысловой интерпретации и требует активного участия интуиции и воображения. В стилизации игра знаками-значениями на границах культурных кодов располагает к раскодированию, а не смысловой интерпретации. Анализ языка художественных стилизаций опирается на комплекс семантических соотношений: диалог стилизации со стилем-прообразом, с историческим контекстом создания и восприятия стилизованного произведения, диалог стилизатора, выступающего в роли автора, с предполагаемым идеальным реципиентом и с реальным эмпирическим реципиентом. Эстетическая онтология стилизованного произведения предполагает его интерпретацию и как самоценного феномена художественной реальности. Диапазон стратегий интерпретации стиля и стилизации обусловлен историко-культурными контекстами, выдвигающими свои критерии оценки. В статье рассмотрены разные виды соотношения стиля и стилизации в истории культуры и искусства: когда стилизация является приемом, включенным в стилевую систему и когда она сама становится стилем, как в культуре постмодернизма. В постмодернизме стилизации бесконечно воспроизводят сам контекст интертекстуальной игры столкновения кодов, препятствуя интерпретации смыслов.
Ключевые слова: стиль, стилизация, субъект культуры, интерпретация, контекст, код, коммуникация, игра, постмодернизм.
Полный текст:
PDFЛитература
Ankersmith, F. (2003). History and Tropology: The Rise and Fall of metaphor (M. Kukartseva, E. Kolomoets, & V. Kataeva, Trans.). Rus. Ed. Moscow: Progress-Tradition Publ. (In Russian)
Averintsev, S. S. (2001). Symbol. In Sofia-Logos. Dictionary (2nd ed.) (155-161). K.: Dukh i Litera Publ. (In Russian)
Bakhtin, M. M. (1979). On the methodology of the humanities. In Aesthetics of verbal creativity (361-374). Moscow: Art Publ. (In Russian)
Benjamin, V. (2002). The Origin of German Baroque drama. Rus. Ed. Moscow: Agraf Publ. (In Russian)
Derrida, J. (1991). Spurs: Nietzsche styles. Philosophical Sciences, 3, 116-141. Rus. Ed. (In Russian)
Eco, U. (2002). Six walks in literary forests. Rus. Ed. St. Petersburg: Symposium Publ. (In Russian)
Epstein, M. (2001). Philosophy of the possible. St. Petersburg: Aleteya Publ. (In Russian)
Gryakalov, A. A. (1989). Structuralism in aesthetics. St. Petersburg: Publishing House of Leningrad State University Publ. (In Russian)
Kireeva, N. V. (2014). Postmodernism in foreign literature. FLINT. Retrieved from https://libcat.ru/knigi/nauka-i-obrazovanie/yazykoznanie/366006-nataliya-kireeva-postmodernizm-v-zarubezhnoj-literature (In Russian)
Likhachev, D. S. (1996). Essays on the philosophy of artistic creativity. St. Petersburg: Russian-Baltic Information Center BLITZ Publ. (In Russian)
Liotar, J.-F. (1994). The answer to the question: what is postmodern? In E. V. Petrovskaya (Ed.), Ad Marginem 93 (Yearbook of the Laboratory of Postclassical Studies of the IF RAS) (303-324). Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Publ. (In Russian)
Lotman, Yu. M. (2005). About art. Saint Petersburg: Iskusstvo-SPB Publ. (In Russian)
Mikhailov, A. V. (1994). Historical poetics. Literary epochs and types of artistic consciousness. Moscow: Heritage Publ. (In Russian)
Paramonov, B. (1997). The end of style. St. Petersburg, Moscow: Agraf, Aleteya Publ. (In Russian)
Sartre, J.-P. (2001). The Imaginary. Phenomenological psychology of imagination. Rus. Ed. St. Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)
Sontag, S. (2014). Against interpretation and other essays (B. Dubin, Trans.). Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Press Publ. (In Russian)
Ustiugova, E. N. (2006). Style and culture. Experience in building a general theory of style. St. Petersburg: St. Petersburg University Press Publ. (In Russian)
Waldenfels, B. (1995). Own culture and someone else’s culture. The paradox of the science of the “alien”. Logos, 6, 77-94. Rus. Ed. Moscow. (In Russian)
Welflin, G. (2009). Basic concepts of art history. The problem of the evolution of style in the new art. Rus. Ed. Moscow: V. Shevchuk Publ. (In Russian)
Welsch, W. (1992). Unsere post-moderne Modern. Berlin: Akademie Publ.
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018