ТЕАТР ЖЕСТОКОСТИ АНТОНЕНА АРТО В ТВОРЧЕСТВЕ СВЕТЛАНЫ БАСКОВОЙ
Аннотация
В данной статье рассматривается театральная концепция французского теоретика искусства Антонена Арто в качестве актуального по сей день творческого метода. В современном мире деятели искусства вынуждены соглашаться с трактовкой своей роли как «контент-мейкеров», деятельность которых направлена на создание продукта, предназначенного для извлечения прибыли. Особенно эта проблема стоит остро для сферы экранных искусств, в частности, кинематографа, требующего крупных затрат на создание произведения. В такой ситуации особый интерес представляют маргинальные деятели и теоретики искусства, мыслящие творчество не как средство извлечения прибыли, а как инструмент воздействия на глубинные основы человека с целью обращения внимания потребителя к сфере метафизического, являющейся забытой в секулярном мире. В связи с этим, в статье были проанализированы произведения кинематографа российского авангардного режиссера Светланы Басковой и продемонстрировано соотношение идей Антонена Арто с творческим методом Басковой. Проведенный анализ позволяет сделать вывод об осуществимости театральных замыслов Арто в практике кинематографа, а также об актуальности принципов артодианской теории в условиях современности. Также, в статье дан анализ роли искусства в современном мире, опираясь на концепцию общества спектакля Ги Дебора, что позволяет обосновать антибуржуазную направленность фильмов Светланы Басковой. Помимо прочего, была затронута тема кинематографического опыта как средства переживания катарсиса, достигнутого с помощью эстетического насилия над зрителем, и в связи с этим рассмотрен феномен включенности зрителя в действие как один из основных аспектов Театра Жестокости.
Ключевые слова: искусство, театр, кинематограф, Ги Дебор, Антонен Арто, Баскова, катарсис, постмодернизм
Полный текст:
PDFЛитература
Aristotle. (2021). Poetics. Rhetoric (V. Appelroth & N. Platonova, Trans.). Rus. Ed. St. Petersburg: Azbuka, Azbuka-Atticus Publ. (In Russian)
Artaud, A. (2000). Theater and its Double: Manifestos. Dramaturgy. Lectures. Theater philosophy. Rus. Ed. St. Petersburg, Moscow: Symposium Publ. (In Russian)
Barber, S. (2016). Antonin Artaud. Explosions and bombs. Screaming flesh. Rus. Ed. Moscow: Edition of the Tsiolkovsky bookstore Publ. (In Russian)
Baskova, S. (2021). “To restore dignity to people, you need to scare the authorities”, or “Black humor is akin to reflection”. Portal about contemporary cinema KINOTE.info. Retrieved from http://baskova.com/articles/pages/id_95 (In Russian)
Debord, G. (2000). Society of the Spectacle (S. Ofertas & M. Yakubovich, Trans.). Rus. Ed. Moscow: Publishing House “Logos” Publ. (In Russian)
Derrida, J. (2000). Writing and distinction. Rus. Ed. Moscow: Academic Project Publ. (In Russian)
Gorbachev, A. V. & Zinin, I. V. (2014). Songs into the void. The Lost Generation of Russian Rock of the 90s. Moscow: Corpus Publ. (In Russian)
Grotowski, E. K (2009). Poor theater. Moscow: Artist. Director. Theater Publ. (In Russian)
Klimov, V. (2019). Oleg Mavromatti: “Someone needs flattery, someone a threat, someone is accused of insufficient radicalism...” Opustoshitel’, 29, 181-189. (In Russian)
Mamleev, Yu. (2008). The enjoyment of being is pure good. Nezavisimaia gazeta. Retrieved from: https://www.ng.ru/fakty/2008-03-13/2_mamleev.html (In Russian)
Maryfield, E. (2015). Guy Debord. Rus. Ed. Moscow: Ad Marginem Press Publ. (In Russian)
Nietzsche, F. (2019). The birth of tragedy from the spirit of music (G. A. Rachinsky, Trans.). Rus. Ed. St. Petersburg: Azbuka, Azbuka-Atticus Publ. (In Russian)
Otto, R. (2008). Sacred. On the irrational in the idea of the divine and its relationship with the rational (A. M. Rutkevich, Trans.). Rus. Ed. St. Petersburg: ANO “Publishing house of St. Petersburg. un-ta” Publ. (In Russian)
Spengler, O. (2019). The Decline of Europe: Essays on the Morphology of World History. T. 1. Image and reality. Rus. Ed. Minsk: Poppuri Publ. (In Russian)
Wattimo, D. (2007). After Christianity (D. V. Novikov, Trans.). Rus. Ed. Moscow: Tri kvadrata Publ. (In Russian)
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018