СНАФФ В ВИЗУАЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ МЕДИА: ЭСТЕТИКА, ЭТИКА ИЛИ ПОЛИТИКА?
Аннотация
Рефлексия в данной работе строится вокруг понятия вуайеристический долг, предложенного британским исследователем Ксавье Райзом (Xavier A. Ryes) в контексте изучения эстетических и этических закономерностей кинематографической и телевизионной репрезентации смерти в снафф-материалах. В статье предлагается поместить это понятие в более широкий смысловой горизонт гражданского долга, формирующегося в цифровую эпоху постжурнализма в качестве отклика зрителя на зрелище страданий. В этом контексте снафф-материалы и смыкающиеся с ними визуальные материалы с постфиксом –porn (warporn, murderporn, survival-porn и подобные) вписываются в архитектуру запретного зрелища, понятого как нарушение установленной этической и эстетической дистанции в пространстве биополитики. В этой связи предлагается расширить типологию снаффа как художественного жанра и рассмотреть близкие к нему способы визуальной репрезентации насилия как единый феномен, в качестве проблемного центра которого можно обозначить возрастающее значение жертвы насилия и сопутствующего ей символического и социального капитала в современном обществе. В статье с позиций философской антропологии осуществляется попытка обозначить общие предпосылки репрезентации смерти в разнообразных снафф-материалах, через экспериментальное понятие экономика жертвы, чтобы в конечном счете найти новые точки опоры для работы со структурами насилия в современном обществе. Главный тезис: жертва насилия – это особый конструкт, подверженный инфляции; причины его инфляции глубоко социальны по своей сути, а способы работы с инфляцией располагаются в визуальном пространстве современных медиа. Предложенный анализ проблематики снаффа на стыке эстетики, этики и политики позволяет увидеть работу определенной системы по производству и потреблению образов жертв.
Ключевые слова: вуайеристический долг, эстетика, этика, биополитика, жертва насилия, снафф, политики жалости, dolche vita/nuda vita
Полный текст:
PDFЛитература
Altheide, D. L. & Snow, R. P. (1979). Media Logic. Beverly Hills, CA: Sage.
Altheide, D. L. (2002). Creating fear: News and the construction of crisis. NY: Routledge. doi: 10.4324/9780203794494
Altheide, D. L. (2003). Media Logic, Social Control, and Fear. Communication Theory, 23 (3), 223-238. doi: 10.1111/comt.12017.
Barthes, R. (1996). Mythology. Rus. Ed. Moscow: Izdatelstvo sabashnikovykh Publ. (In Russian).
Baudrillard, J.(2017). The Gulf War Did Not Take Place. Rus. Ed. Moscow: Ripol-Klassik Publ. (In Russian).
Boltanski, L. (1999). Distant Suffering. Morality, Media and Politics. Cambridge University Press. doi: 10.1017/CBO9780511489402
Bowman, S. &Willis, C. (2003). We Media: How Audiences Are Shaping the Future of News and Information. Reston, Va.: The Media Center at the American Press Institute.
Bruns, A. (2013). From prosumption to produsage. In Handbook on the Digital Creative Economy (67-78). Cheltenham: Edward Elgar Publ.
Bruns, A. (2020) Distributed Creativity: Filesharing and Produsage. Retrieved from http://snurb.info/files/2010/Distributed%20Creativity%20-%20Filesharing%20and%20Produsage.pdf
Campbell, B. & Manning, J. (2018). The Rise of Victimhood Culture: Microaggressions, Safe Spaces, and the New Culture Wars. London: Palgrave Macmillan. doi: 10.1007/978-3-319-70329-9
Chouliaraki, L. (2006). The Spectatorship of Suffering. London: Sage Publ. doi: 10.4135/9781446220658.
Chouliaraki, L., Orwicz, M., & Greeley, R. (2019). The visual politics of the human. Visual Communication, 18(3), 301-309. doi: 10.1177/1470357219846405
Enwezor, O. (2015). Dokumentary / Verite: Bio-Politics, Human Rights and the Figure of “Truth” in Contemporary Art. Logos, 25 (5), 122-167. (In Russian).
Esposito, R. (2008). Thanatopolitics. In Bios: Biopolitics and Philosophy (110-145). Minneapolis: University of Minnesota Press.
Furedi, F. (2006). Culture of Fear Revisited. Bloomsbury Academic.
Godamunne, V. K. S. (2011). Biopolitics in science fiction films. An exploration of the representation of the contemporary politicization of human biological life in cinema. London: Metropolitan University Publ.
Gornykh, A. (2013). Media and Society. Vilnius: EHU Press. (In Russian).
Haraway, D. (2016). Anthropocene, Capitalocene, Plantaziocene, Cthulucene: creation of a tribe. Khudozhestvennyy zhurnal, 99. Retrieved from http://moscowartmagazine.com/issue/39/article/771 (In Russian).
Herron, A. (2018). Victim sells: the commercial context of snuff. Film Matters, 9(3), 28-41. doi: 10.1386/fm.9.3.28_1
Ivanenko Ye., Koretskaya, M., & Savenkova Ye. (2017). Trauma as a Spectacle: Nuances of the Biopolitical Assemblage of the Collective Body. In Filosofskaya antropologiya zhertvy: ot arkhaicheskikh korney k sovremennym kontekstam. Materialy vserossiyskoy konferentsii s inostrannym uchastiyem. In M. A. Koretskaya (Ed.), (24-57). Samara: Samar. gumanit. akad. Publ. (In Russian).
Ivanenko, Ye. (2017). Victim design. Mezhdunarodnyy zhurnal issledovaniy kul'tury, 4 (29), 44-55. (In Russian).
Klonk, C. (2018). In Whose Name?: Visualizing Victims of Terror. In Victimhood and Acknowledgement: The Other Side of Terrorism (103-116). Berlin: De Gruyter.
Koretskaya, M. A. (Ed.). (2017). Philosophical Anthropology of Sacrifice: From Archaic Roots to Modern Contexts: Proceedings of the All-Russian Conference with Foreign Participation (October 12-14, 2017). Samara: SaGA Publ. (In Russian).
Lehtier, V. (2020). Coming out in a “remission society”: towards the theory of evidence by Arthur Frank. Topos, 1 (2020), 111-136. (In Russian).
Manovich, L. (2001). The Language of New Media. Cambridge, Mass.: MIT Press.
Manovich, L. (2017). Soft culture theories. Nizhny Novgorod: Krasnaya lastochka Publ. (In Russian).
Manovich, L. (2018). The Language of New Media. Moscow: Ad Marginem Press Publ. (In Russian).
Mattus, M. (2020). Too dead? Image analyses of humanitarian photos of the Kurdi brothers. Visual Studies, 1-15. doi: 1472586X.2020.1731325
Reyes, X. A. (2016). The Mediation of Death in Fictional Snuff: Reflexivity, Viewer Interpellation, and Ethical Implication. In Snuff: Real Death and Screen Media (211-223). London, New York: Bloomsbury.
Sontag, S. (2003). Regarding the pain of others. NY: Picador.
Zenkin, S. N. (2015). Image, story and death (Georges Bataille). Siniy divan, 20, 178-196. (In Russian).
Zvereva, V. V. (2012). Specialized bodies in popular culture: bodybuilding. Retrieved from http://culturca.narod.ru/ Bodybuild0.htm (In Russian).
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018