ПОНЯТИЯ ПРЕКРАСНОГО И ВОЗВЫШЕННОГО В ЭСТЕТИКЕ АТМОСФЕР Г. БЁМЕ
Аннотация
В статье рассматриваются понятия прекрасного и возвышенного в интерпретации немецкого философа Г. Бёме. Цель данной работы – представить прекрасное и возвышенное в контексте эстетики атмосфер Г. Бёме. Г. Бёме переосмысляет прекрасное и возвышенное в эстетике И. Канта как атмосферы. В первую очередь представлена интерпретация Г. Бёме «Критики способности суждения». Затем раскрывается понятие атмосферы на основе понятий восприятия, телесности, расположения, экстазов, священного и ауры. В центре эстетики Бёме находится понятие восприятия. В статье проводится сравнение данного понятия в феноменологии М. Мерло-Понти и Бёме. Подчеркивается значимость телесности как условия восприятия атмосферы. Атмосфера описывается как пространство настроения или расположения. Проводится параллель между понятием расположения М. Хайдеггера и Г. Бёме. Данный феномен позволяет раскрыть несубъективный статус атмосферы. Атмосфера как расположение и настроение пространства становится промежуточным качеством среды. Раскрывается понятие экстазов вещей, которые участвуют в создании атмосферы. Представлена интерпретация атмосферы возвышенного в пространстве храма, проанализирована экстатическая структура феноменов света и тишины в пространстве храма. В последней главе раскрывается значение силы и воздействия атмосферы. Выявлена связь между понятием нуминозного как опыта конечности экзистенции и силой атмосферы возвышенного, подчеркивается элемент власти в феномене ауры В. Беньямина и в эстетике возвышенного Ф. Лиотара. Делается вывод об актуальности и значимости понимания прекрасного и возвышенного как атмосфер для проблем восприятия и чувственности в современной эстетике.
Ключевые слова: возвышенное, прекрасное, атмосфера, восприятие, расположение, телесность, экстазы, священное
Полный текст:
PDFЛитература
Benjamin, W. (1996). The Work of Art in the Age of Mechanical Reproduction. Rus. Ed. Moscow: Medium Publ. (In Russian)
Böhme, G. (2013). Architektur und Atmosphäre. München: Wilhelm Fink Verlag Publ.
Böhme, G. (2001). Aisthetik. Vorlesungen über Ästhetik als allgemeine Wahrnehmungslehre. München: Wilhem Fink Verlag Publ.
Böhme, G. (2017). On beaty. In J.-P. Thibaud (Eds.), The Aesthetics of Atmospheres (115-132). London and New York: Routledge Publ.
Böhme, G. (1995). Kant’s aesthetics: A new perspective. Thesis Eleven, 43(1), 100-119.
Griffero, T. (2016). Who’s afraid of atmospheres (and of their Authority)? Fonar’ diogena: chelovek v mnogoobrazii praktik (Diogenes’ lantern: a man in a variety of practices), 2 (2), 240-263. Rus. Ed. (In Russian)
Heidegger, M. (2006). Being and time. Rus. Ed. St. Petersburg: Nauka Publ. (In Russian)
Kant, I. (1994). Critique of Judgment. Rus. Ed. Moscow: Choro Publ. (In Russian)
Lyotard, J.-F. (2004). Anima minima. In J. Ranciere & Lyotard, The Aesthetic unconscious. Anima minima (85-101). Rus. Ed. St.Petersburg: Machina Publ. (In Russian)
Merleau-Ponty, M. (1999). Phenomenology of Perception. Rus. Ed. St. Petersburg: Iuventa, Nauka Publ. (In Russian)
Otto, R. (2008). The Holy. About the irrational in the idea of the divine and its use with rational. Rus. Ed. St. Petersburg: Publishing house of St. Petersburg university Publ. (In Russian)
Ссылки
- На текущий момент ссылки отсутствуют.
Terra Aestheticae
Официальный журнал
Российского эстетического общества
2018